Шляпа в истории разных народов

Содержание

Головные уборы разных народов

Шляпа в истории разных народов

Сегодня мы, как правило, с трудом можем представить себе вид головного убора, отличный от платка или шляпы, шапки. Между тем ещё в конце прошлого – начале двадцатого века многообразие женских головных уборов было поистине удивительно.

С некоторыми их видами боролось духовенство, дворянство, но малоуспешно. Вспомним рассказ И. С. Тургенева “Два помещика”, где один помещик – самодур решил заставить своих крепостных баб переменить безобразные, на его вкус, рогатые кички на кокошники петербуржского образца. “…

И действительно, до сих пор в имениях его бабы носят кокошники… да только сверху кичек”.

Интересно, что столь ненавистные дворянам рогатые головные уборы сохранились и по сей день на юге России, правда, не в современном бытовании, а в сундуках бабушек. Иногда они употребляются в свадебном обряде, конечно, только как дань традиции и из уважения к старикам.

Чаще же всего современные девушки-невесты сопротивляются свадебным обрядам, считают унизительным для себя надеть на голову платок или иной убор, мести сор и т.п.

Естественно, причина такого поведения очень глубокая: культура предков не была нам передана, связь поколений нарушилась, воспитание было передано идеологической системе, в чьи планы не входило растить детей в духе уважения к старшим, к традициям собственного народа.

Раз уж мы заговорили о девушках-невестах, рассмотрим подробнее сведения об их головных уборах.

Обычный в добрачное время девичий головной убор называется по-разному: общеизвестные венок, повязка, лента, украинские стрiчка, лубок, карабуля, северорусские почёлок, связка, перевязка, венец, коруна, головодец, грибки, голощинка, рефеть, красота, южновеликорусская тканка.

Форма его – круг или полукруг с завязками на затылке, высота различная в зависимости от местности и материала. Последний довольно разнообразен: береста, картон, лента, сложенный в несколько рядов платок, парча, ткани с вышивкой, стеклярус, драгоценные камни, металл, проволочка, жемчуг, бисер и т. п.

У белорусов основой девичьего венка были стенки старого ситечка, обтянутые холстом, а сверху нарядной тканью. В будни и праздники такой “вянок” украшений не имел, а на свадьбе весь снаружи украшался цветами, а сзади к нему ещё и пришивал ленты.

Нарядные головные уборы невесты

Особенно нарядные уборы невест у русских называются рефиль, рефетка, нижутся жемчугом, камешками, а на лоб пришивается сетка из белого бисера, жемчуга, стекляруса, которая нередко спускается ниже бровей. Эта сетка называется поднизью, ряской.

Венок

Конечно, венок на девичьей голове – это, прежде всего, оберег от сглаза, нечистой силы. Одновременно круг – это и символ брака, недаром при женитьбе молодых обводят стола, на венчанье – вокруг аналоя. Если девушке снился сон о потере венка, она ожидала для себя беды. Потерявшая невинность, она лишалась венка на свадьбе, в знак позора ей могли надеть половину.

Венок – из искусственных цветов, ниток – нередко одевали на шляпу жениху, оберегая его от свадебных уроков (урочить, сурочить – сглазить, испортить). Цветы для свадебного венка использовались строго определённые: розмарин, барвинок, самшит, калина, рута, лавр, виноградная лоза.

Кроме цветов в него иногда зашивались или вкладывались предметы-обереги: красные шерстяные нитки, лук, чеснок, перец, хлеб, овёс, монеты, сахар, изюм, кольцо.

Кстати, обсыпание молодых зерном и деньгами при встрече от венца тоже носит прежде всего обереговый, а уж потом лирический смысл пожелания плодородия и богатства.

Свадебные венки никогда не выбрасывались. Их зашивали в подушку невесте, клали в колыбель ребёнка наряду с куколкой, доили сквозь него молоко у заболевшей коровы. Приведя корову после случки, её заставляли переступить через свадебный венок.

Уходящему на войну сыну мать давала свой венок как амулет от пуль. Итак, на свадьбе, после переплетения её кос на две, молодая получала головной убор.

Нередко он доставался ей от матери, иногда его на просватаньи выторговывали у жениха, порой его снимала со своей головы и через сваху передавала невестке свекровь. Песни, которые пелись во время окручивания, очень длинные. И не только потому, что длинными были девичьи косы.

Нередко не менее длинным был перечень отдельных частей убора молодой женщины. Например, сорока Дмитриевского уезда Курской области насчитывала до… 45 частей!

Если серьёзно заняться обзором происхождения и видов восточнославянских головных уборов, мы рискуем размахнуться на объём увесистой монографии.

Но это не наша задача, как не наша задача и разбираться в спорах исследователей насчёт различных гипотез о происхождении, взаимоотношении и т.п. женских головных уборов Восточной Европы. Мы воспользуемся классификацией Д. К.

Зеленина, данной в его работе “Женские головные уборы восточных (русских) славян”.

Итак, выдающийся русский учёный-этнограф выделяет три основных типа головных женских уборов

Первый восходит к праславянской намётке – головном полотенце, о котором мы ещё будем говорить – соединённой с простой перевязкой волос и оберегом-рогами. Постепенно изменяясь, убор этот превратился в великорусскую сороку, а сорока, в свою очередь, в кокошник.

Повойник, очипок

Второй тип восточнославянского убора восходит к сетке для собирания волос; у русских и белорусов он бытует под названием повойник, у украинцев – очипок, мало различаясь внешне.

К третьему типу относятся заимствованные под влиянием моды у других народов шапки и однорогие головные уборы, оказавшие влияние на “родные” для славян кокошники и уборы. Нас интересуют, в основном, два первых типа, хотя, возможно, что рогатые уборы когда-то и были славянами заимствованы у других народов.

Намётка

Итак, что же такое намётка? Это общий для всех славян головной убор, состоящий из длинного полотна и когда-то закрывавший лицо женщины.

Исследователи застали немало форм бытования намитки в чистом виде – как сложенного в 5-6 рядов длинного полотна (на концах 2-3 красных полосы или узорное ткачество, вышивка красным цветом), повязанного вокруг головы различными способами.

Названий у намётки множество: украинские перемiтка, намiтка, намiтец, серпанок, рантух, склендячка; белорусские намётка, обмётка; русские убрус, полотенце, ширинка, подширье, фата, гомылька.

Кибалка

Общим же для восточных славян является кибалка. Наибольшее распространение получила кибалка, соединённая с рогами. Неудивительно, что мало кому известно это название.

Моду на рогатые головные уборы нельзя назвать общеславянской. Но идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя.

Рога – это прежде всего защита молодухи, матери, ребёнка от злых сил, они уподобляют женщину корове, священному для славян существу.

Лучше всего двурогие головные уборы сохранились на юге России под названием кичка, рога. Из двух главных разновидностей этого убора в одной рога торчат кверху, в другой – обращены остриями назад.

Источник: http://www.narodko.ru/article/ahat/nat/golovnye_ubory_raznyh_narodov.htm

История происхождения шляпы

Шляпа в истории разных народов

Неразрывная связь одежды и эпохи показывает, что во все времена мода была одним из главных способов выражения собственного эго. В этом ряду головной убор, а если конкретнее – шляпа – играет одну из главных ролей в списке предметов гардероба и делает каждый образ уникальным, придавая ему харизмы и особого шарма.

Необходимо отметить, что на рубеже XX и XXI веков эта уникальная часть образа внезапно ушла в тень, и лишь в новом тысячелетии человечеству вернулось чувство привязанности и любви к шляпам.

Еще античным героям было свойственно одевать головные уборы для защиты от солнечных лучей и ради создания модного образа. В Византии меховые широкополые шляпы были прерогативой простых людей, а вельможи одевали плоские береты.
Итак, далее я перечислю виды шляп, украшавшие головы мужчин в разное время.

Треуголка

В XVIII веке самым популярным головным убором была треуголка. Собственно, название она получила из-за своей формы в виде треугольника.

Изготовленная из фетра, треуголка позволяла владельцу беспрепятственно осматривать окрестности, не закрывая обзор.

Своим появлением в XVIII веке треуголка обязана испанцам и французам, которые быстро смогли распространить этот головной убор в остальные европейские города и веси, а также в поселения на территории Америки.

Треуголка была очень популярна среди патриотов во времена Гражданской войны в Америке, капитаны торговых судов и кровожадные пираты, наводившие ужас на мореплавателей.

Цилиндр

Следующим изобретением стал цилиндр – шляпы цилиндрической формы из грубого материала (фетр с тульей). Данный головной убор пользовался популярностью у всего мужского населения конца XVIII – начала XIX столетий.

Выбор цилиндра для участия в праздничных мероприятиях и гуляниях или для повседневных прогулок делался исходя из его цвета.

В свет мужчины надевали серые шляпы, в обычной жизни – черные. Стоит упомянуть британских блюстителей закона, носивших уплотненные цилиндры для защиты. Проведя модные эксперименты, производители изобрели так называемый «шапокляк». Это был цилиндр с возможностью складывать его в гармошку.

Он пользовался бешеным успехом у театралов, которые сдавали складную шляпу в гардероб.

Котелок

Разработанный братьями Болер в середине XIX века котелок представлял собой головной убор округлой формы. Необходимость его создания заключается в том, что одним известным заказчиком было предложено сделать шляпу, которую не смог бы сорвать с головы ветер.

После того как модель была доставлена инициатору, тот сделал пробный прыжок прямо на котелок.

Убедившись в крепости шляпы, заказчик остался доволен и принял заказ.

Эта модель пользовалась популярностью у мужчин всех сословий и профессий, многие банкиры, политики, актеры и простые граждане того времени имели котелки в гардеробе.

Трилби и федора

Смоделированные в самом конце XIX века, трилби и федора являлись знаком качества для уверенных в себе мужчин. Сделанные из фетрового материала, шляпы отличались размером полей (у федоры они были шире), жесткость состава варьировалась. Были очень удобны, не мешали владельцам передвигаться на машине.

Особой популярностью стали пользоваться благодаря голливудским блокбастерам того времени, а также гангстерам, чей брутальный образ всегда был подчеркнут шляпой. Сам Фрэнк Синатра именно благодаря этим моделям шляп стал узнаваем и популярен в народе.

Интересно, что модель федора сначала использовалась в качестве женской шляпы и лишь в начале XX века стала использоваться мужчинами.

Канотье

Нельзя забывать и канотье, или шляпу для веселья. Ее можно было встретить как на водевиле, так и на гондольере в Венеции. Недаром само название шляпы с французского языка переводится как гребец.

Популярность была столь велика, что мужчины со всей Европы облачались в нее. Канотье имеет приплюснутую тулью и поля, предназначена для ношения в теплое время года.

Классическая модель канотье изготавливается из соломы.

Борсалино

Особый интерес таит борсалино – с этим головным убором связывают самую огромную оплошность.

Не будучи непосредственно моделью шляпы, модель является известнейшим брендом, лейбл которого имеется и на федоре, и на трилби, а также и на соломенной шляпке канотье.

И все-таки это в большей степени образ, который принадлежит федоре. Борсалино ассоциируется с сицилийской мафией и Аль Капоне, в частности.

Занимательные факты из шляпной истории

И напоследок немного фактов о том, как шляпа может влиять и что говорить о человеке.

  • Шляпа, надвинутая на глаза, зрительно уменьшает голову человека.
  • Банкроты в Среднековье носили головные уборы зеленого и желтого цвета, что показывало его проблемы с финансами.
  • По легенде, человека, который примерит шляпу, которую надевал король, ждала суровая кара в виде мучительной смерти.
  • Словосочетание сумасшедший, как мастер – шляпник, вполне оправданно. При изготовлении фетра использовали ртуть, которая вызывала у шляпников слабоумие и потерю памяти.
  • В XVIII веке одна из политических фракций в Швеции именовалась «шляпы» и была ориентирована на союз с Францией.
  • Когда англичане употребляют выражение «Готов проглотить собственную шляпу», это примерно то же самое, когда в России говорят о руке, которую дают на отсечение.
  • Во время второй мировой войны в Великобритании шляпу мог купить только клиент, чья голова была напрочь лишена волос – дефицит.
  • В СССР мода на шляпы пошла от генсека Никиты Сергеевича Хрущева. Свой образ в головном уборе Хрущев обозначал как вынужденный, так как доктора не хотели, чтобы солнце напекло макушку вождя. Советский народ очень проникся идеей носить шляпы, которые заменили кепки, пользовавшиеся успехом ранее.

Источник: http://for-male.ru/style/istoriya-proishozhdeniya-shlyapy/

История создания шляпы: интересные факты

Шляпа в истории разных народов

Откуда ведут свое происхождение шляпы?

История их существования насчитывает не одно тысячелетие. Изначально шляпы использовались не только для того, чтобы прикрыть голову от непогоды, и обладали особым значением. Они символизировали статус владельца и даже считались наделенными магическими свойствами.

Но наиболее интересный период в истории происхождения шляпы начался в средневековой Европе. Именно тогда появились прообразы моделей, которые существуют и сегодня.

История происхождения широкополой шляпы

Долгое время шляпа служила своеобразной визитной карточкой и демонстрировала принадлежность к определенному сословию. Так, соломенные модели считались уделом крестьян и городской бедноты.

А вот богатые и знатные люди не отказывали себе в роскошных, затейливо декорированных шерстяных и шелковых головных уборах.

Причем, на первых порах женские модели были куда как скромнее, тон задавали мужчины.

Колоссальную роль в истории шляпы сыграла Франция – вернее её королевские дворы 16-17-го веков. Именно тогда роскошь и гламур были возведены в культ, и даже появилось выражение «версальский диктат». Мода, принятая при дворе Людовика XIV, стремительно распространилась по Европе.

История широкополой шляпы развивалась по собственному сценарию. Роскошные широкополые модели из кружев и атласа украшались гирляндами цветов, объемными перьями, плюмажами и даже тематическими композициями.

Тулью такой шляпы могла венчать миниатюрная модель парусника, «фруктовая корзинка» или композиция, имитирующая стайку экзотических птичек. Фантазий тогдашним дизайнерам было не занимать.

Чего стоили только вазы с живыми цветами – самый модный вариант при французском королевском дворе.

Тон в моде задавали фаворитки королей. Именно они утвердили в моде украшение шляп драгоценностями. Крупные броши из изумрудов, брильянтов или рубинов они меняли в зависимости от настроения.

Но в начале XVIII века мода сделала совершенно неожиданный поворот. Дамы начали носить очень высокие парики, ради которых, даже брились наголо. Парики роскошно декорировались цветами, перьями и драгоценностями. И шляпки на некоторое время ушли в тень.

Свою лепту в историю моды в конце века внесла французская королева Мария-Антуанетта. Парики отошли в прошлое, а сложные прически из собственных волос требовали новых фасонов головных уборов. Модные шляпы того периода могли достигать в диаметре метра, в отделке использовались ленты, перья и кружева.

Историки моды утверждают, что один из самых интересных фактов из истории шляп относится именно к этому периоду — сейчас бы это назвали инсталляцией. Шляпники XVIII создавали «живой » декор. В модели вшивался специальный механизм, благодаря которому украшавшие её бабочки или птички начинали двигаться.

Очень многое изменил приход нового века — эпоха изящного рококо ушла в прошлое. И вместе с тем в моду пришли совершенно новые фасоны. Французская мода расширяла свои границы, и именно начало 19-го века считается началом истории шляпы в России.

Справедливости ради стоит отметить, что европейскую, в том числе и женскую моду на головные уборы пытался привить соотечественникам император Петр Первый в начале 18-го века.

И если в мужской моде – особенно в военной форме — эти головные уборы отлично прижились, то в женской они полноправно появились почти два столетия спустя.

История женской шляпы в России насчитывает не более трехсот лет. Объясняется это разностью культур и менталитетов – русские женщины, так же как и европейки, не покидали дом с непокрытой головой. Но даже аристократки отдавали дань традиционным национальным головным уборам, роскоши и отделки которых могла позавидовать любая французская королева.

Носить эти модели, по определению сословия могли лишь знатные дамы. Флер аристократизма и изысканности этих моделей сохранился и по сей день.

Шляпы от английской королевы и фасон «клош»

В истории женской шляпы было немало приключений. Наиболее современное и не теряющее своей актуальности – это Royal Ascot – самые знаменитые на весь мир скачки, на которые дамы приходят в самых затейливых шляпках. Каждый день из пяти – в новых.

Возможно, именно эти варианты дают повод дизайнерам для новых идей. Консервативно, как и положено королеве Британии, тон задает Елизавета II – она никогда не появляется на публике без шляпки. У неё есть, кстати, личный музей этих головных уборов.

Английская королева является безусловным законодателем мод в этом тренде. Несмотря на то что ей почти сто лет, так элегантно и непринужденно носить шляпки умеют единицы.

Не стоит упускать из вида и такой поворот модной истории как шляпки–клош. Они стали популярными в начале прошлого века, но и сегодня не сдают своих позиций. Объемная, мягкая, деликатная тулья и очень узкие поля – безупречный фасон «клош» востребован и сегодня.

История возникновения шляпы-цилиндра

Шляпы-цилиндры в историю женской моды ввела никто иная, как Марлен Дитрих в 30-х годах прошлого века. До неё эти модели считались исключительно мужскими. Очень высокая тулья и узкие поля – такая модель всегда была аналогом и демонстрацией миллионного состояния.

Марлен научила самых модных женщин всего мира носить не только брюки, но и цилиндры. Фасон, безусловно, сложный – он требует не только идеальной фигуры, но и особых черт характера.

Именно она ввела в современные тренды понятие «элегантность». Цилиндр, изначально – откровенно мужская модель, говорящая о статусе его обладателя. Он появился в Англии в середине 19-го века как отличительная черта богатых и успешных мужчин.

Для его изготовления и тогда и сейчас использовался только натуральный шелк. Прошел всего лишь век – и цилиндры стали складными – достаточно хлопнуть по тулье и шляпа сложится – встроенное устройство позволяет буквально «схлопнуть» эти модели одним движением руки. И, конечно, носить в откровенно женственных ансамблях.

Разнообразие фасонов поражает – современные тренды предлагают как простые и лаконичные модели, так и замысловатые экстравагантные изделия. Чтобы не ударить в грязь …

Читать полностью »

Но нередко модницы задаются вопросом – какую шапку носить с шубой, ведь капризы погоды не всегда позволяют разгуливать по улице с непокрытой головой.К тому же правильно …

Читать полностью »

Фасон является универсальным – в зависимости от выбранного материала аксессуар может удачно дополнять пляжный лук или вечернее платье, а также сочетаться с достаточно …

Читать полностью »

Новые модели шапок для женщин на 2018-2019 год поражают разнообразием материалов, но самыми актуальными можно назвать вязаные изделия.Шапки из пряжи доступны по цене, …

Читать полностью » Не стоит думать, что эти по-детски игривые детали неуместны в гардеробе серьезной дамы – современные вариации шапок с помпоном покоряют сердца самых консервативных …
Читать полностью »

Женская шапка с косой вписывается в стиль кэжуал и деловой стиль, удачно дополняет романтический наряд и эффектный креативный аутфит. Можно приобрести фабричный головной …

Читать полностью »

Идеальным решением для юной модницы станет шапка бини – ребенку удобно надевать и снимать такую шапку, а многообразие орнаментов и расцветок позволяет выбрать стильный …

Читать полностью »

Если доходы позволяют вам приобрести шапку из натуральной кожи, обязательно купите такую вещь, ведь головные уборы из кожи всегда будут в тренде и прослужат вам долгие …

Читать полностью »

Продемонстрировать хороший вкус помогут стильные женские шапки – головные уборы разных фасонов и расцветок играют не последнюю роль в создании модных аутфитов. Какой …

Читать полностью »

Сегодня фетровая шапка помогает дамам создать стильный демисезонный лук – летом в таком головном уборе будет жарко, а зимой – недостаточно тепло. Фетр мягкий на ощупь, …

Читать полностью »

Головные уборы на лето вяжут из тонкой пряжи, а воздушный орнамент с множеством отверстий обеспечивает вентиляцию, не давая голове перегреться.При этом шляпки отлично …

Читать полностью »

Источник: http://modnica.info/?p=29238

История шляпы

Шляпа в истории разных народов

Слово «шляпа» с немецкого языка переводится как «головной убор, который сохраняет устойчивую форму». Она состоит из донышка, тульи и поля. Для изготовления шляп используют соломку, фетр, сукно, кожу, мех, ткани и др. Благодаря варьированию размеров тульи, поля и донышка, существует множество фасонов шляп. В настоящее время любая мужская шляпа может быть женской.

Древний мир

Шляпа, как и многие другие предметы одежды, появилась на свет с чисто практической целью. Так, на юге от палящих лучей солнца могла спасти только шляпа с огромными полями. Первой такой шляпой стал греческий петатос, который согласно легенде, изобрел хитрый бог Гермес.

Он представлял собой головной убор с тульей и обязательно с полями. В таком было удобно путешествовать в непогоду, а если не было ветра и дождя, петатос отбрасывали на спину, так как он был подвешен на ремне или ленте.

От него произошли все стетсоны, сомбреро, панамы и другие шляпы Старого и Нового Света.

Древние греки и римляне не носили головные уборы в повседневной жизни (о чем свидетельствуют многочисленные изображения), но все же те существовали в их культуре. В основном в Древней Греции шляпы использовались не как украшение, а во время работы.

Люди покрывали головы широкополыми шляпами во время полевых работ для защиты от солнечных лучей. Ремесленники и моряки носили специальные войлочные колпаки, которые назывались пилосами.

Нередко голову украшали венком, причем тот или иной набор растений в каждом изделии свидетельствовал об определенном роде деятельности его хозяина. Также не редко женщины покрывали голову просто куском ткани.

Средневековые шляпы

Свое новое назначение – декоративное – шляпа получила в период Средневековья. В это время выбор фасонов, цветов и украшений шляпок был по-настоящему велик. Головные уборы носили как мужчины, так и женщины. Выбор фасонов головных уборов стал по-настоящему велик, их стали декорировать: плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.

Наиболее популярным головным убором в Европе считался капюшон с длинным хвостом под названием шаперон. Его носили люди всех сословий, причем, чем богаче слыл человек, тем длиннее был «хвост» шаперона.

Головные уборы также определяли вид деятельности обладателя. Врач, к примеру, носил берет, богослов или ученый – маленькую черную шапочку, а нотариус – бобровую шапку.

Шаперон

Замужние женщины были просто обязаны покрывать голову. Они прятали волосы под специальными повязками или шляпками. Незамужние девушки могли ходить и с распущенными непокрытыми волосами, вплетая в них цветы.

Во времена Наполеона в моду вошли мужские треуголки, которые вскоре стали элементом военной формы. Нередко шляпы украшались перьями, мехом и драгоценными камнями, расшивались золотыми нитками, свидетельствуя о состоятельности хозяина или хозяйки.

Классическим головным убором того времени был и генин – высокий конусообразный убор. Предполагают, что генины придумала и ввела в моду в 1395 году Изабелла Баварская.

Лишь через сто лет он исчез из светской одежды, но не перестал существовать совсем – его стали носить масоны. Каркас для генина принцесс был высотой в 3 фута (около 1 м), придворные имели генин до 2 футов (около 60 см).

Каркас изготавливали из твердой бумаги или накрахмаленного полотна и обтягивали шелком или другими дорогими тканями. С тыльной стороны по генину спускалась прозрачная вуаль. Она часто закрывала лицо.

Все выбившиеся волосы выбривались, оставался только маленький треугольник посреди лба. Генины были такой высоты, что иногда приходилось дополнительно прорубать двери. Позднее генин приобрел форму полумесяца или двухугольную.

В 18 веке (называемом Галантным) место шляп с успехом заняли огромные напудренные парики. Чтобы их было удобнее носить, светские красавицы даже брились наголо.

Генин

ХIХ век

В 19 веке в шляпном искусстве наступила настоящая эпоха Возрождения. Шляпка стала чуть ли не главным предметом женского туалета. Вот такое определение дал ей В.

Даль: «…женский выездной головной убор, которого вид и названия меняются ежедень». И действительно, в то время один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30 моделей за сезон).

Именно шляпа создала образ Прекрасной Дамы – нежной, воздушной, изящной, утонченной.

Фасоны были самые разнообразные: плотно прилегающий к голове чепец с множеством кружев и лент; крохотная женская шляпка «биби»; украшенный драгоценностями и пером тюрбан; соломенная шляпка с мантоньерками под игривым названием «гнездо шута»; популярный среди русских модниц малиновый берет, в котором, кстати, Татьяна Ларина блистала на балу….  Всего не перечислишь.

«Гнездо шута»

Поводом для создания новой шляпки могли стать политические события, забавные происшествия, новые театральные постановки или романы.

Шляпка «Ромео» свидетельствовала о пристрастии к Шекспиру, а «Франциск» – о хорошем знании французской истории.

Дамы в ложах могли украшать шляпы перьями любой величины, что не позволялось дамам, находящимся в партере. Одновременно это указывало на материальное положение дамы.

Шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины и означала, что девушка или дама образованны и знают правила светского этикета. Именно тогда сложились правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении. Ведь некоторые шляпки, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахера и буквально вплетались в прическу.

Шляпки в начале XX века

Начало 20 века – рассвет модерна, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики.

Шляпки напоминали клумбы, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы.

Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом – они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.

Однако уже в 1909-1911 поля женских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль держит свои позиции.

Влияние Первой мировой войны

Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки обновления женского гардероба. Все упростилось, в том числе и шляпки, на них остались лишь скромные ленты и перышки.

Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что незамедлительно сказывается на их внешности.

Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять, это больше не тепличное растение или райский цветок.

Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое ценное – локоны и кудри.

Впервые в истории женщина отказывается от символа женственности – она стрижет волосы. Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них. Очень модной стала шляпка «клош», по форме напоминающая колокольчик.

До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие искусственные цветы.

Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно переходя на одну – правую сторону.

Возвращение женственности и вязанные шапочки

С середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место – женственность и изящество снова в моде.

Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец – о ужас! – натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье.

Привычная форма канотье изменяется, остается только материал – солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.

Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны.

Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки – совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку.

Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями – одну из них, совсем плоскую, называют «десертной тарелкой».

Носят всё: фантастические береты, «горшки», «таблетки», жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому – свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам.

Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке во фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора – это верх неприличия.

Шляпки периода Второй мировой войны и в послевоенное время

В военные годы вновь наступает «спокойный» период.

В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли «лохматый». Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.

Появившийся в конце 40-х “нью лук” принес шляпки больших размеров.

В 50-е годы правил, пожалуй, один из самых женственных образов моды 20 века. Женщины, уставшие от мужественных и сухих нарядов военных лет, стремились быть хрупкими и женственными. Очень популярны были миниатюрные шляпки, крошечные сумочки и перчатки. Их носят всюду и во все сезоны.

Модные шляпки конца XX века

В 60-х годах идет так называемая “переработка” стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям.

Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм.

От этого времени в памяти остались очаровательные шляпки-таблетки, так любимые Жаклин Кеннеди и удивительные шляпки Одри Хепберн.

Главные головные уборы женщин в 70-х – маленький прелестный беретик, шляпа с широкими полями и платок.

В 80-е шляпки носили редко: трудно было на такой начес надеть шляпку. 90-е можно назвать расцветом спортивных бейсболок. Казалось, что время шляп миновало. Однако пришел 21 век, и интерес к шляпке вернулся.

Источник: apatitylibr.ru

Источник: http://www.ThingsHistory.com/istoriya-shlyapy/

История возникновения шляпы. Часть1

Шляпа в истории разных народов
Шляпа – откуда она появилась в нашем гардеробе? Что она такое? Дань моде, почитание культурных традиций, сакральный атрибут ритуала? Сейчас, пожалуй, это следование за веяниями моды, а вот раньше… Но давайте разбираться по-порядку.

Нaчнeм со знaчeния сaмого словa шляпa, вот кaк eго объясняют толковыe словapи Дaля и Ушaковa:

Шляпa

жeн. мужскaя головнaя покpышкa, из твepдого пpипaсa; кожaнaя, бумaжнaя, вaлянaя, пояpковaя, соломeннaя и пp. Кpуглaя шляпa, с пpямою тульeй, стопкою, и кpуглыми полями. Tpeугольнaя шляпa, служeбнaя и лaкeйскaя.

Pусскиe шляпы paзных видов зовутся: кучepскaя или пpямaя, pовнaя; с подхвaтом; с пepeломом; шпилeк пpостой или буpлaцкaя; шпилeк московский; шпилeк pовный; кaшник; вepховкa; шляпок, ямскaя; поповскaя. Eсть eщe: сpeзок, похожaя нa вepховку; буфeткa, нa подхвaтную и пp.

Шляпкa, шляпочкa; шляпёнкa, шляпчонкa; шляпищa, большaя и уpодливaя.

Шляпa, шляпкa, жeнский выeздной головной убоp, котоpого вид и нaзвaнья мeняются eжeдeнь.

Tолковый словapь Дaля. В.И. Дaль. 1863-1866.

ШЛЯ́ПA, шляпы, жeн. (от нeм. Schlappe)

  1. Mужской головной убоp с тульeй, пpeим. кpуглой, и полями. Фeтpовaя шляпa. Tpeугольнaя шляпa. Соломeннaя шляпa.
  2. Жeнский головной убоp. Лeтняя шляпa бeз полeй.

Tолковый словapь Ушaковa. Д.Н. Ушaков. 1935-1940.

Долгaя истоpия взaимоотношeний людeй и их головных убоpов дaeт возможность paссмaтpивaть шляпу нe только кaк элeмeнт костюмa, знaмeнующий смeну стилeй и тeчeний в модe, но кaк культуpный и своeобpaзный художeствeнный элeмeнт обpaзa.

Нaвepноe, истоpию возникновeния головных убоpов слeдуeт нaчинaть с Дpeвнeго Eгиптa, или eщe paньшe, с Aтлaнтиды или дaжe Лeмуpии.

Головa, кaк чaсть чeловeчeского тeлa, вeсьмa цeнилaсь дpeвними людьми, и они в нee нe только eли, но и для aкцeнтиpовaния вaжности укpaшaли всeвозможными pитуaльными пpeдмeтaми, нeсущими в сeбe символы eдинeния с плeмeнным тотeмом или эpгpeгоpом мeстa.

Эти связи сохpaнились до нaших вpeмeн у нeкотоpых нaтивных плeмeн, нaпpимep, у пaпуaсов Новой Гвинeи. Taким обpaзом, головной убоp eщe с дaвних вpeмeн нaдeлялся мaгичeскими свойствaми. Oн олицeтвоpял символы влaсти, знaтности, успeхa, богaтствa.

Eсли обpaтиться к истоpии, то можно вспомнить обычaй дpeвних гpeков укpaшaть головы вeнкaми из peглaмeнтиpовaнных мaтepиaлов ознaчaющих, либо чeствовaниe побeдитeлeй, либо пpизнaниe зaслуг пepeд общeством или твоpчeских тaлaнтов, но тaкжe это могли быть и пpeдупpeждaющиe знaки-вeнки, сообщaющиe окpужaющим, что пepeд ними доносчик или воp.

Кpомe эзотepичeской символики и сословных paзличий, головныe убоpы у дpeвних выполняли и утилитapныe функции, зaщищaя голову от пaлящeго солнцa или дождя. Te жe дpeвниe гpeки носили шляпы – пeтaс во вpeмя путeшeствий или сeльскохозяйствeнных paбот. У Гepмeсa – покpовитeля пaстухов и путников, был пeтaс с кpыльями.

Сословную символику головных убоpов можно обнapужить во всeх дpeвних культуpaх миpa.

Рядом находятся

Туда Модные коктейльные шляпки Сюда История возникновения Голливуда

Вряд ли найдется в мире женщина, которую не интересуют украшения, способные изменить образ до неузнаваемости и заставить его начать «играть» по-новому. Ну, а если модно – не значит дорого, тогда обязательно нужно побаловать себя новинками. Начнем «примерку» стильной бижутерии с главных украшений сезона.

Ювелирные украшения помогут девушке в год змеи быть неотразимой

Стремление отлично выглядеть для женщин характерно всегда. Однако настоящая модница непременно желает быть на пике современных тенденций. Это касается не только одежды или обуви, но также важно относительно украшений. А во время праздников ювелирные изделия могут стать важным штрихом имиджа. При правильном использовании новизну и свежесть вносит стильная (но не дешевая) бижутерия.

Модные аксессуары весна-лето 2016 года

Сезон весна-лето 2016 будет отличаться своей яркостью. Но что касается аксессуаров, то здесь дизайнеры рекомендуют придерживаться минимализма. Подбор таких украшений должен осуществляться с осторожностью, чтобы не выделять, а подчеркивать преимущества.

Вас могут заинтересовать эти статьи

Где научиться делать женские шляпки с перьями и вуалью? Можно записаться на курсы головных уборов …

В холодное время года предметом первой необходимости является модная меховая шапка. Зимой этот головной убор выглядит богато и элегантно, в нем тепло, комфортно и красиво…

Что такое рататуй? Это популярное во всем мире блюдо из тушеных, жареных или запеченных овощей…
Мастерица Шляпы Шляпные курсы Украшения Уютный дом Домашние питомцы Мода Красота Отдых курорты Кулинария рецепты

В последнее время профнастил начал пользоваться немалым спросом. Сегодня (в отличие от советских времен) его может приобрести любой желающий….

Купальники с эффектом пуш-ап

Есть ли в мире такие женщины, для которых внешность не имела бы значения? Скорее всего, их просто не существует. Особенно красивыми женщины мечтают быть в летний сезон во время отдыха на морском побер…

Отдых зимой: знаменитые горнолыжные курорты Швейцарии

На свете не осталось человека, который бы не знал об очаровательной стране под названием Швейцария. Из года в год Швейцарии удается входить в число самых богатых стран в мире. Это удивительно, ведь ст…

Первый день котенка в новом доме

Помнитe, что котeнок в новом домe снaчaлa будeт чувствовaть сeбя нeуютно и вaм слeдуeт мaксимaльно облeгчить пepиод aдaптaции мaлышa нa новом мeстe….

Источник: http://vfair.ru/i-competencies-ability/hats/history-hats/history-of-hat-part-1.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть