Национальный удмуртский костюм

Оригинальный удмуртский национальный костюм

Национальный удмуртский костюм

Эксперты называют удмуртский национальный костюм самым ярким, живым и колоритным среди народов России и бывших стран СНГ. Типичная для него комбинация цветов – белый, черный и красный. В национальном костюме удмуртов с начала 19 века начали выделяться три комплекса:

  • северный костюм был трехцветным;
  • южный – многоцветный;
  • бесермянский.

Головные уборы северного комплекса

Удмуртский женский костюм имеет несколько вариантов головного убора:

  • шапка;
  • покрывало;
  • полотенце;
  • повязка.

Общепринятый девичий головной убор – такья – холщовая шапка, которую украшали монетками и кумачом. Дети носили котрес такью, она имеет круглую форму, девушки постарше – более продолговатую кузялэс такью.

Кроме такьи популярны были и холщовые повязки на голову, которые обязательно оформлялись ленточками, позументом, вышивкой или блестками. Платки прялись из ситца или белого хоста. На праздники девушки надевали расписные кашемировые или шелковые платки.

Замужние женщины носили красочно расшитые головные полотенца: йыр котыр, весяк кышет. Мужские головные уборы таким разнообразием не отличались: летом надевали валяные шляпы, зимой – шапки из овчины.

Южные головные уборы

  • Шапочки: пелькышет.
  • Налобные повязки: йыркерттэт, тятяк и укотюг.
  • Полотенце: йыркышет или чалма.
  • Айшон.
  • Платки.

Девушки-удмуртки надевали налобные повязки с платками. Укотюк – сложный головной убор.

На кумач или холст нашивали полоски позумента с плотной бахромой, деревянными подвесками, позументными нитями, блестками. Налобные повязки взрослых женщин (йыркерттэт) выделялись нашитыми монетами и бусинками. Айшон – удмуртский аналог русского кокошника.

Основа изготавливалась из бересты, обшивалась холстом и, конечно, спереди украшалась бисером, бусами и монетками. Сверху айшона надевали сюлык – белый расшитый холст. Свадебный сюлык имел важную отличительную особенность – массивную черную вышивку и кисточки по бокам из черных и красных нитей.

Со дня свадьбы и вплоть до рождения первенца женщины носили сюлык черного цвета, далее – красный до самой старости.

Женский удмуртский национальный костюм

Женский североудмуртский наряд – древний и простой по покрою тип одежды. Основой было платье-рубаха: прямой плотный материал, прямоугольные рукава, вырез треугольный или овальный без воротника. Подол и рукава платья традиционно украшались вышивкой.

Поперечная вышивка розеткой называлась колтырмач, а рельефная продольная с ромбообразным рисунком – гордэн. Удмуртский женский костюм северян обязательно включает в себя распашной кафтан шортдэрем. Его крой похож на рубаху, только воротник был квадратный отложной и рукава короткие.

Шортдэрем богато украшался бусами, монетками, каури, полосками кумача и вышивкой на подоле и воротнике. Способов отделки кафтана было много:

  • зок кумак понэм – много кумача;
  • пичи кумач понэм – немножко кумача;
  • котыр кумач понэм – полоса кумача вокруг всего кафтана;
  • котуло – широкая полоса кумача до линии талии;
  • котрах тачкиё – отделка вышивкой на полах, подолах и плечах;
  • вожен шырем – зеленая вышивка по подолу;
  • гордэн шырем – красная;
  • сьодэн шырем – черная.

Национальный костюм удмуртов невозможно представить без передника (айшет, азькышет или ашшет), обшитого кружевами, тесьмой, узорами. Завязки изготавливались в виде кисточек из разноцветных кусочков ткани. По праздникам одежда дополнялась узорным поясом, на который сбоку вешали платочек. Подпоясывались все с напуском на переднике.

Удмуртский национальный костюм в качестве обуви предусматривает лыковые лапти по русскому образцу. В праздники надевали удмуртские народные лапти, которые имеют трапециевидную форму носка. Под лапти удмуртки надевали толстые белые холщовые чулки чуглэс, верхняя ткань красиво вышивалась узорами или кумачом. На чулки натягивались узорные тонкие марчанчуглэс.

Национальный костюм удмуртов мужчин

Мужской удмуртский национальный костюм включает:

  • рубаху;
  • пояс или ремень;
  • штаны.

Рубаха – белая холщовая с вырезом на правой стороне груди и рукавами, которые украшены красными тонкими поперечными полосками. Ее мужчины всегда надевали навыпуск и подпоясывали ремнем или плетеным поясом. Штаны обычно плотные и темного цвета, чаще – синего. Мужская обувь, как правило, не украшалась. Летом носили лапти, зимой – валенки.

Сегодня удмуртский народный костюм редко используется по назначению. Их хранят в музеях или дома в сундуках как семейные богатства, надевают на выступления этнические фольклорные ансамбли. В деревнях сохранился обычай надевать национальную одежду на свадьбу и большие праздники.

Источник: https://autogear.ru/article/272/170/originalnyiy-udmurtskiy-natsionalnyiy-kostyum/

«Вытащить из сундуков»: в чем современность традиционного удмуртского костюма

Национальный удмуртский костюм
Алёна Григорьева

Найти удмуртский костюм, будь то женский или мужской, в наше время не так уж сложно.

Пошивом шикарных праздничных и сценических вариантов занимаются в Домах ремесел практически каждого района республики, а также в Национальном центре декоративно-прикладного искусства и ремесел в Ижевске. Однако для повседневной носки такие вещи вряд ли подходят: они непрактичные и дорогие.

В то же время в Удмуртии есть дизайнеры, которые адаптируют модели старинной одежды под современные требования. ИА «Удмуртия» решило поговорить с модельерами и сравнить два основных подхода к этническому костюму.

Главное — традиции

В студии Татьяны Москвиной, на втором этаже небольшого кирпичного здания в центре Малой Пурги, по-домашнему уютно. Каждый, кто приходит сюда, прежде всего гость, а не покупатель.

Татьяна Никитична чутко относится к каждому, расспрашивает, где человек родился и вырос, замужем ли (или женат), для чего хочет купить то или иное изделие; внимательно выслушивает, задает уточняющие вопросы.

И это нельзя назвать официальным словом «клиентоориентированность». Скорее — желание помочь человеку выбрать ту самую вещь. А еще — уважение к традициям.

Потому что, по словам Москвиной, неправильно, когда девочка, пусть даже на сцене, надевает йыркерттэт — нарядную шапочку из холста для женщин. И немного противоестественно, если жительница Алнашского района полностью игнорирует платье алнашского кроя.

«Мне говорят: ой, удмуртское мне не надо, вот ты так стилизуй, вот тут сократи выше колен, потом тут открой, рукав таким сделай. Я отвечаю, что такое шить не буду, потому что это не удмуртское платье. Не обижайтесь, но то, что вы хотите, по вашему заказу может создать любая другая швея», — рассказывает Москвина.

Татьяна Никитична закончила худграф УдГУ, затем проходила стажировку в Научно-реставрационном центре (тогда — НИИ реставрации) имени Игоря Грабаря в Москве.

Именно отсюда ее бережное отношение к старине и всему подлинному. Она не понаслышке знает, что аутентичная одежда — самая красивая и самая практичная.

Каждая деталь старинного изделия выполняет какую-либо функцию, и в домотканых платьях и рубахах нет абсолютно ничего лишнего.

«Размеры одежды выходят из ширины ткани, а ширина полотна удмуртского ткацкого станка — 38–42 см. От этого и исходят конструкция, рисунок и крой платья. Швея никогда не позволяла себе отрезать полотно, как ей вздумается.

Ткань нельзя обижать, ведь в нее вложено столько труда! Посеяно, сжато, побито, всколочено, соткано, выбелено, выбито в проруби… Женщина относится к полотну с благоговением и сочиняет платье таким образом, чтобы ни одна ниточка не выбросилась, чтобы все лоскутки нашли в изделии свое место.

Все остатки ткани необходимо пристроить, чтобы не дай бог на них порчу не навели. Поэтому в старинных платьях вы всегда увидите большое количество кусков разных тканей», — поясняет реставратор.

Кроме того, сам принцип создания платья служил оберегом для его будущей носительницы — оно напоминало крест, древний языческий символ, используемый удмуртами еще в середине позапрошлого тысячелетия.

Одежда служила годами. Ее шили свободной, чтобы со временем она легко трансформировалось под размеры хозяйки, а также была способна скрывать беременность, даже восьмимесячную.

Это — главные принципы народной одежды, и именно на них строится вся концепция изделий Татьяны Москвиной. Она не изменяет традициям, однако актуализирует вещи с помощью различных тканей и рисунков на них. Кроме натуральных льна и хлопка, это сатин, шелк, крепдешин, штапель…

«Когда я вижу дукесы (женский суконный кафтан — прим.авт.) на показах „Dolce & Gabbana“, мне хочется сказать: „Да это мы крутые!“ Но такая одежда лежит у нас в сундуках. И моя миссия — вот это показать, вытащить из сундуков», — заключает Москвина.

Татьяна Никитична занимается реставрацией уже 35 лет. Поняв однажды, насколько уникальны вещи, которые она восстанавливает, женщина начала шить. И дарить. А люди стали возвращаться за новыми вещами, словно подтверждая тезис о том, что аутентичная одежда — на все времена.

Второе дыхание для удмуртских мотивов

Шоурум Polina Kubista находится в центре Ижевска. В светлой, залитой солнцем комнате выставлены одежда и аксессуары этого бренда, а также изделия ручной работы других удмуртских дизайнеров.

Эта одежда известна не только в Удмуртии, но и далеко за ее пределами уже в течение нескольких лет. А как дизайнер Полина Кубиста заявила о себе еще в 2008 году.

Продюсер Павел Поздеев предложил мне сшить сценические костюмы для девочек из группы „Малпан“. Меня это сотрудничество очень вдохновило. Люди познакомились с моим творчеством, и именно тогда во мне появилась уверенность в собственном дизайне, в том, что это нужно, прежде всего, для молодежи. Одежда, что называется, и в пир, и в мир удмуртский дизайнер Полина Кубиста

особенность изделий бренда — использование элементов традиционного удмуртского костюма: это может быть старинный крой или рисунок на ткани; преобладание натуральных тканей (хлопка, шерсти, льна) над искусственными; глубокие, сложные и как будто благородно состаренные оттенки…

«Я думаю, что, скорее всего, мои изделия можно назвать стилизацией. Это современная одежда, но с тонкими элементами удмуртского костюма. По идее — она интернациональна, не предполагает жесткой привязанности к национальности, традициям, ее могут носить в разных странах», — говорит дизайнер.

Например, один из последних интересных заказов (на платье свободного кроя изо льна) поступил в Ижевск из Саудовской Аравии…

«Я хочу создать образ с намеком на традиционный удмуртский костюм. Вот эти ткани больше ассоциируются с пестрядью, — Полина снимает с вешалки платье в клетку, — то есть это не просто рисунок на одной стороне ткани — он и внутри такой же, а полотно похоже на домотканое.

Если мы наденем поверх платья жилетку а-ля саестэм („без рукавов“), то уже можно уловить что-то этническое. Сюда же могут пойти воротнички а-ля мониста… Получилось, что платье у нас современного кроя, ткань старинная, украшение — тоже.

Сочетание этих вещей читается как традиционный костюм, а если, например, оставить одно только платье, оно выступит самодостаточным предметом гардероба».

Вещи бренда Polina Kubista, как говорит дизайнер, прежде всего, для молодых романтичных натур, не лишенных смелости носить подобную одежду.

Одежда на каждый день

Татьяна Москвина и Полина Кубиста — это два ярчайших и в то же время сильно отличающихся друг от друга представителя удмуртской моды.

В основе творчества Татьяны Москвиной — следование традициям и стремление показать всю прелесть одежды, придуманной предками, и фасонов, служивших веками.

Изобретая новые составляющие костюма, модельер делает это аккуратно, помня о том, что главное придумано уже давно.

В изделиях Полины Кубиста все прямо противоположно. Основываясь на современной моде, дизайнер вплетает в свои изделия этнические составляющие, тем самым как будто давая им вторую жизнь.

«В Удмуртии этническую моду продвигают давно. Из маститых дизайнеров это Людмила Молчанова, Александр Пилин, Зоя Лебедева, Татьяна Москвина. Из молодых — Полина Кубиста, другие выпускники Института искусств и дизайна УдГУ, например, Любовь Суднева.

Стоит упомянуть дизайн-мастерские Monami и „Намер“: если первые активно разрабатывают линейку удмуртских футболок и украшений, вторые на пути к этому», — рассказывает модельер, создатель «Дарали дэрем» (Darali dress) и основатель первого удмуртского модельного агентства Mademoiselle Oudmourte Дарали Лели.

По ее мнению, традиционная одежда может быть «не сильно этничной», то есть не претендовать на стилизованный сценический образ, а вписываться в урбанистическую среду — «от офиса до светского раута».

«Я шью в первую очередь для того, чтобы удмуртское платье стало частью повседневного гардероба», — отмечает Дарали.

… Удмуртские платья, рубашки, дукесы, саестэмы, словом, традиционная одежда, которая зачастую пылится и тихо стареет, как это ни парадоксально, еще способна напомнить о себе и задать направление мировой моде. Так, может быть, стоит все же вытащить ее из бабушкиного сундука?

Источник: https://udmurt.media/articles/kultura-i-turizm/12685/

народный костюм удмуртов

Национальный удмуртский костюм
В традиционной одежде удмуртов два варианта: северный трёхцветный (белый, красный и чёрный цвета) и южный полихромный.

Традиционное чёрно-бело-красное сочетание цветов впоследствии нашло отражение в государственных символах Удмуртской Республики – гербе и флаге.

Традиционная женская одежда – туникообразное платье с оборками, фартук, головной убор (айшон), серьги, узорные вязаные чулки, онучи.

Национальная обувь – лапти, валенки.

Головной убор (айшон): под посадский платок или щаль надевается налобник. Его вышивают нитками с люрексом либо создают геометрический узор цветными нитками. Немыслимы удмуртки в праздничном костюме без серьг из белого металла с подвесками. Со второй половины XIX века самым любимым украшением южных удмуртов становятся серебряные мониста. Серебряные монеты нашивались на холщовую ткань, вплотную прилегая друг к другу. В результате получался сплошной серебряный каскад, окаймлённый разновеликими цепочками с нанизанными на них серебряными монетами. Верх такого нагрудного украшения был зашит бусами, облагороженными матовым цветом красно-коричневых кораллов. Нагрудное украшение играло роль талисмана-оберега, защищавшего от «дурного глаза».

Мужской костюм состоял из пестрядинных штанов и рубахи-косоворотки, подпоясанной тканым поясом, валяной шляпы, лаптей с онучами.

1. О сайте

1.1 Интернет-ресурс (сайт) www.krupenichka.ru (далее просто Крупеничка) предоставляет зарегистрированным пользователям открытый доступ к таким сервисам как, ания, комментирования, создание новых тем в форуме и т.д.

2.

Условия ограничения ответственности

2.

1 Пользователь прямо соглашается с тем, что использует Крупеничку на свой собственный страх и риск.

2.

2 Пользователь знает, и согласен с тем, что сервисы Крупенички могут содержать ссылки на другие интернет ресурсы. и безопасность материалов на других интернет-ресурсах не могут быть проконтролированы Администрацией Крупенички, поэтому администрация не несет никакой ответственности:

– за последствия применения, использования или неиспользования полученной информации; – за возможное несоответствие результатов, полученных при использовании Крупенички, ожиданиям Пользователя; – за какие-либо повреждения оборудования или программного обеспечения Пользователя, возникшие в результате использовании Крупенички; – за отсутствие возможности использования Крупенички по каким-либо причинам;

– за последствия, которые может повлечь распространение материалов либо данных, содержащих заведомо ложную, неточную, оскорбительную, вульгарную, непристойную информацию и/или информацию сексуального характера, информацию, оскорбляющую достоинство и нарушающую права на личную жизнь, а также любую другую информацию, противоречащую законодательным нормам.

2.

3 Ни при каких обстоятельствах Крупеничка не несет перед Пользователем, либо третьими лицами ответственности за ущерб, убытки или расходы, возникшие в связи с использованием или невозможностью использования, включая упущенную либо недополученную прибыль.

2.

4 Пользователь обязуется не передавать другим лицами свои персональные данные, полученные при регистрации (логин и пароль) для входа/идентификации на Крупеничку и несет полную ответственность за утерю, пропажу, исчезновение или передачу иными способами персональных данных, а также за последствия связанные с данным деянием. Администрация Крупенички не несёт ответственности за действия третьих лиц, воспользовавшихся персональными данными Пользователя.

2.

5 Администрация Крупенички не несет никаких обязательств по обеспечению конфиденциальности в отношении информации, предоставляемой его Пользователям, хотя принимает все возможные меры к этому, если не имеется договоренности об обратном или соответствующих требований действующего законодательства.

2.

6 В обязанности Крупенички не входит контроль легальности или нелегальности передаваемой информации (любой, включая, внутреннюю пересылку информации в виде различных ссылок, текстов или архивов), определение прав собственности или законности передачи, приема или использования этой информации.

3. Ограничения на использование ресурса пользователем

3.1 Основным языком общения на Крупеничке является русский язык. Если оригинальный материал написан на другом языке, то перед размещением на Крупеничке он должен быть переведен!

3.2 При использовании Крупенички, Пользователь не имеет права:

3.2.

1 Давать ссылки на файлы содержащие вирусы или другие компьютерные программы заведомо вредоносного действия, файлы или программы, предназначенные для нарушения, уничтожения либо ограничения функциональности любого компьютерного или телекоммуникационного оборудования или программ, для осуществления несанкционированного доступа, а также серийные номера к коммерческим программным продуктам и программы для их генерации, логины, пароли и прочие средства для получения несанкционированного доступа к платным ресурсам в Интернете;

3.2.

2 Размещать ссылки на файлы, использование которых затрагивает какой-либо патент, торговую марку, коммерческую тайну, копирайт или прочие права собственности и/или авторские и смежные с ним права третьих лиц;

3.2.3 Отправлять на адреса электронной почты, указанные на сайте, несанкционированные почтовые сообщения рекламного типа (junk mail, spam);

3.2.4 Копировать и использовать в коммерческих целях любую информацию, получаемую посредством данного ресурса, нарушающую права других Пользователей или могущую нанести им прямой материальный или моральный ущерб;

3.2.

5 Использовать Крупеничку для размещения заведомо ложной, неточной, оскорбительной, вульгарной, непристойной информации и/или информации сексуального характера, информации, оскорбляющей достоинства и нарушающей права на личную жизнь, а также любой другой информации, противоречащей законодательным нормам.

3.2.

6 Выдавать себя за другого человека или за представителя организации и/или сообщества без достаточных на то прав, в том числе за сотрудников Администрации, за владельца Крупенички. В том числе использовать имя (никнейм) и аватар в значительной степени схожих с уже существующими на сайте, что может ввести в заблуждение других Пользователей.

В этом случае Пользователь обязан сменить имя или аватар.

3.2.

7 При регистрации указывать имя, представляющим собой лишенный смысла набор цифр и букв. Использовать имя или аватар, нарушающие общепринятые морально-этические нормы;

3.2.

8 Неоднократно регистрироваться, вне зависимости от целей, с которыми такая регистрация проводится;

3.2.

9 Размещать материалы, являющиеся коммерческими объявлениями.

4. Гарантии работоспособности

4.1 Доступ к Крупеничке предоставляются по принципу «как есть» без гарантий любого рода, как прямых, так и косвенных. В частности, Администрация Крупенички не гарантирует работоспособность как сайта и его отдельных разделов, так и работоспособность и достоверность ссылок, размещенных на нем его Пользователями.

5. Права администрации Крупенички

5.1 Администрация Крупенички вправе отказать в доступе к Ресурсу любому Пользователю, или группе Пользователей без объяснения причин своих действий и предварительного уведомления.

5.2 Администрация Крупенички вправе изменять либо удалять информацию, размещенную Пользователями на Крупеничке, без предварительного уведомления и объяснения причин своих действий.

6. Ответственность сторон

6.1 Пользователь соглашается с тем, что все возможные споры по поводу ПС будут разрешаться по нормам российского права.

6.2 Пользователь соглашается с тем, что нормы и законы о защите прав потребителей не могут быть применимы к использованию им Крупенички, поскольку он не оказывает возмездных услуг.

6.3 Крупеничка не устанавливает с пользователями агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, а также каких-то иных отношений, прямо не описанных в ПС.

6.4 Бездействие со стороны Крупенички в случае нарушения Пользователем, либо группой Пользователей положений ПС не означает того, что Крупеничка содействует Пользователю, либо группе Пользователей в таковых действиях.

6.5 Бездействие со стороны Крупенички в случае нарушения Пользователем либо группой Пользователей положений ПС не лишает Крупеничку права предпринять соответствующие действия в защиту своих интересов позднее.

Page 3

Зуй Златимирович писал(а):
Хочу принять участие! 1. Почему не могу сам сделать новую тему?

2. Почему нет возможности написать участнику лично?

Отвечаю по порядку: – создать новую тему может каждый зарегистрированный пользователь. для этого необходимо выбрать нужный раздел форума, в нем заходим в подраздел и по нажатию зеленой кнопки “Новая тема” создаем соответствующую тему.

– а на счет личных сообщений, пока такой функционал не реализован, благодарю за замечания, надеюсь в скором времени такая возможность появится на сайте. =)

Источник: http://www.krupenichka.ru/27/1160.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.