Национальный польский костюм

Содержание

Польский национальный костюм: описание, история

Национальный польский костюм

Польские национальные костюмы — это яркая многоцветная одежда. Она отражает самобытность и уникальность культурной жизни народа, рассказывает о его историческом развитии и служит настоящим символом нации. Однако нельзя упускать из виду тот факт, что костюмы поляков во многом переняли элементы одежды других народов.

Случилось это в результате тесного взаимодействия Польши с Россией, Румынией, Австрией и Литвой. За долгие годы культура этих стран оказывала сильное влияние на культуру жителей Польши, в связи с чем в национальных костюмах поляков и полячек появились новые элементы.

Однако костюмы это ничуть не испортило, напротив, одежда получилась оригинальной, неповторимой и очень красивой.

По словам историков, национальная одежда Польши как таковая стала формироваться только в 19 веке. Это объясняется плохим финансовым положением основного ее носителя — человека из народа.

До отмены крепостного права народ жил крайне бедно и носил максимально простые вещи, которые служили людям много лет подряд. После реформы дела у рабочих и крестьян несколько улучшились, появились деньги на покупку ткани для создания настоящих национальных костюмов.

Тогда появилась возможность носить такую одежду гораздо чаще, а не только по праздникам.

Характерной особенностью было то, что костюмы отличались не только согласно статусу своего хозяина, но и той местности, для которой они изготавливались Так, в разных деревнях, расположенных по соседству, одежда могла различаться цветом, орнаментом, длиной рукава или юбки.

Разделение по сословиям

Все польские национальные костюмы делятся на 2 категории:

  • шляхтецкий костюм (его носили обеспеченные люди, представители знати) — такая одежда изготавливалась из дорогой шерстяной ткани;
  • крестьянский костюм (недорогая одежда, сшитая преимущественно изо льна).

Чаще всего изменениям подвергался именно шляхтецкий костюм. Знатные люди находились в тесном контакте с иностранцами и нередко использовали понравившиеся элементы их одежды для изменения собственной. В результате такого смешения получался оригинальный костюм, привлекающий внимание.

Цвета национальной одежды

Несмотря на то что в каждой местности был свой вариант польского национального костюма, некоторые черты можно выделить в качестве основных.

Женская одежда отличалась яркостью, многоцветием, среди использованных цветов чаще других встречались белый, желтый, красный, синий и зеленый. Самым популярным орнаментом считались цветы. Это объясняется не только красотой рисунка, но и тем, что многие цветы имели символическое значение. Довольно часто женские юбки шили из разноцветной полосатой ткани.

Мужская одежда тоже отличалась яркими, сочными цветами, но выполнялась из однотонной ткани.

Детская одежда почти не отличалась от взрослой по характеру и крою, менялся только размер вещей.

Женская национальная одежда

Основу женского наряда составляли несколько основных элементов.

Юбки. Вне зависимости от типа ткани (лен или тонкая шерсть) и расцветки, польские юбки были длинными и доходили до щиколотки. Шили их из 5 клиньев. 4 из них были присборены на поясе и только 5-й был гладким и ровным — он располагался спереди.

Рубашки. Женская рубашка имела простую прямоугольную форму и шилась из домотканого беленого льна или хлопчатобумажных тканей. Рукава делали с ластовицей (специальной вставкой для большего удобства при движениях руки) и манжетой. Довольно часто встречались рубашки, богато украшенные вышивкой на воротнике и манжетах.

Фартук. Это обязательный элемент одежды, которую носили польские женщины, он встречался повсеместно. Его шили из ткани зеленого, желтого, черного или белого цвета и всегда обильно украшали. Для декора использовалась тесьма, кружево, разноцветные ленты, вышивка.

Жилет. Этот предмет одежды обладал более сложным кроем, нежели юбки и рубахи. Чуть позже (после 1870 года) появилась и еще одна разновидность жилета, получившая название корсета. Его чаще всего выполняли из бархата или велюра черного, темно-зеленого или красного цвета.

Мужская польская одежда

Костюм для мужчин состоял из:

  • рубахи;
  • штанов;
  • жупана (верхняя длинная одежда);
  • делии (накидка, напоминающая турецкий кафтан);
  • пояса.

Мужская рубаха выполнялась изо льна или хлопчатобумажной ткани (как и женская), однако она была лишена каких бы то ни было вышивок и украшений.

Одним из обязательных элементов считался жупан — его носили представители абсолютно всех сословий. Он представлял собой длинную приталенную одежду, которая непременно имела воротник-стойку и частый ряд пуговиц до талии.

Жупаны в каждой местности были разного цвета. Это могла быть черная, коричневая, темно-зеленая одежда. Разницу в сословии можно было увидеть благодаря качеству тканей, богатству украшений и виду пуговиц.

Петлицы на жупане выполняли из декоративного шнура, рукава и полы покрывала вышивка.

Мужской пояс — один из показателей обеспеченности семьи, поэтому польские шляхтичи уделяли ему особое внимание. Пояса шили из ткани или кожи, украшали их вышивкой, красивыми застежками из металла (иногда для этой цели использовались серебряные элементы).

Украшения и головные уборы

Представить себе польскую одежду без украшений и головных уборов просто невозможно, тем более что мужская шапка и вовсе расценивалась как показатель достатка наравне с поясом. Именно по этой причине каждый мужчина старался как можно обильнее и богаче украсить свой головной убор.

Что касается женщин, то по головному убору можно было узнать семейное положение красавицы. Яркие платки, покрывающие голову, предназначались юным незамужним девушкам. Как только полячка обзаводилась семьей, она надевала чепец (он тоже видоизменялся в зависимости от территориального признака).

Чтобы дополнить свой замечательный наряд, польские женщины с удовольствием использовали яркие украшения. Обычно это были крупные бусы (часто именно красные), массивные серьги и браслеты. Надо сказать, что на покупку украшений для своих жен мужчины не скупились, ведь именно количество и размеры женских аксессуаров выдавали уровень дохода мужчины.

Таким образом, польский национальный костюм смело можно назвать многогранным понятием, которое отражало быт и особенности культуры определенной местности. При этом на сегодняшний день сами поляки считают национальной одеждой костюм жителей Кракова.

Источник: .ru

Источник: https://2qm.ru/novosti-segodnja/kultura/polskii-nacionalnyi-kostum-opisanie-istoriia.html

Описание польского национального костюма: история

По словам историков, национальная одежда Польши как таковая стала формироваться только в 19 веке. Это объясняется плохим финансовым положением основного ее носителя — человека из народа.

До отмены крепостного права народ жил крайне бедно и носил максимально простые вещи, которые служили людям много лет подряд. После реформы дела у рабочих и крестьян несколько улучшились, появились деньги на покупку ткани для создания настоящих национальных костюмов.

Тогда появилась возможность носить такую одежду гораздо чаще, а не только по праздникам.

Характерной особенностью было то, что костюмы отличались не только согласно статусу своего хозяина, но и той местности, для которой они изготавливались Так, в разных деревнях, расположенных по соседству, одежда могла различаться цветом, орнаментом, длиной рукава или юбки.

Мода в радость. Польские народные костюмы | Статья

Национальный польский костюм

В шкафу с польскими народными костюмами есть настоящие чудеса моды: здесь и гуральские «керпцы», и разноцветные вышитые юбки, и красные бусы, и краковские павлиньи перья. Рядом с полосатыми нарядами из шерсти и войлока — драгоценные шелка, кашемир и тканые цветными нитями кружева.

— Мы хотим показать народный костюм не как сценический наряд или музейный экспонат, а как одежду, которую несколько веков назад повседневно носили обычные люди, — говорят создатели самой большой интернет-энциклопедии народных костюмов. А мы заглянем в гардеробы более чем столетней давности и поговорим о самых красивых нарядах.  

Показ мод в Закопане: керпцы, сердаки, портки и бусы

Мода региона Подгалье — явление мирового масштаба. Гуральки всегда шли в ногу со временем: сначала они переняли от краковских дам характерные красные бусы, а потом подглядели на гуляющих по закопанской улице Крупувки туристках теплые жакеты. Полюбились им также декоративные вышивки и блестки. В подобной одежде они и доныне отмечают важные праздники и семейные торжества.

Мужчины носят керпцы (обувь, сшитую вручную из мягкой кожи), сердак (распашную безрукавку из свалянного сукна), обтягивающие штаны («портки»), украшенные лампасами и кожаными шнурками. Их типичные аксессуары — шляпы с перьями, курительная трубка и чупага (топорик на длинной ручке).

Вместо курток — накинутые на плечи чухи — богато украшенные шерстяной тесьмой, лентами, аппликациями и вышивкой.

Со временем гуральские модники и модницы, старавшиеся не отставать от щеголей с Гевонта, добавили к этому богатому набору еще и стильные свитера из Чикаго и короткие цветные юбки в цветочек.

По мнению Станиславы Требуни-Сташель, эксперта по гуральской моде и автора альбома «Костюм подгальских гуралей», недостаточно просто выглядеть красиво, должно быть еще и модно.

Поскольку, как она говорит, «всё дело в радости»:

Народный костюм в Подгалье до сих пор живет и развивается, и даже переживает свой расцвет. В 1990-е годы он снова вернулся в закопанский пейзаж, приобретая дополнительные функции и значения. Иногда появляются спорные элементы одежды, отличающие современную моду Подгалья от изначальной.

Это огромное разнообразие форм озадачивает и самих гуралей: «Бабы уж сами не знают, что это — гуральская или панская одежда». Кроме того, важно эмоциональное отношение гуралей к этому элементу культурного наследия.

Независимо от моды и трендов, народный костюм всегда воспринимался как звено, связующее былое и современность, что позволяло гуралям чувствовать себя «у себя дома».

Малиновые кафтаны (сукманы) и черные вышивки Вилянува

Вилянувские народные костюмы. Й. Щвеньх. Предоставлено издательством Muza S.A. / strojeludowe.net

Говорят, что этот костюм возник по образцу украшений на воротах перед дворцом Яна III Собеского в варшавском районе Вилянув.

Характерный для этой части Мазовии вилянувский костюм отличается черной вышивкой, украшающей верхнюю часть белых рукавов женской рубашки — мотив, охотно используемый и молодым поколением этномодельеров. Длинные юбки в пол прикрыты передником (сантиметров на 10 короче) — белого, синего, зеленого цветов или различных оттенков желтого.

И, конечно, вплетенные в волосы шелковые пастельные ленты и бусы. Девицы закалывали косы на голове в виде короны, а замужние женщины носили белые полотняные, украшенные кружевами чепцы. Мужчинам придавали элегантность высокие цилиндры или войлочные шляпы. Ну и «сукмана» — кафтан, чаще всего темно-синий или темно-зеленый.

«В праздничные дни крестьяне в Мазовии носят синие сукманы, которые доходят до колен, со вставками и шнурами малинового цвета», — писал Оскар Кольберг. Так одетых местных жителей еще в XIX веке можно было встретить на левом берегу Вислы — от Вилянува и Повсина до Надажина, Рашина и Пясечно.  

Павлинье перо и «кракуска» Тадеуша Костюшко

Народные костюмы западных краковяков из собрания Государственного этнографического музея в Варшаве. Я. Сельский / strojeludowe.

net

Своей славой краковский костюм обязан предводителю восстания 1794 года Тадеушу Костюшко, который, скрываясь от российских шпионов, ходил в краковском костюме, то есть «одевался по-крестьянски».

Чтобы подчеркнуть заслуги косиньеров в победе под Рацлавицами, Костюшко также в белой сукмане на главной площади Кракова присягал на верность народу.

Известность Костюшко привела к тому, что краковский костюм стали носить по всей Польше.

Как пишет Ядвига Кошутская, некоторые его элементы, особенно сукмана (кафтан) и шапка-«конфедератка», вошли в обмундирование повстанцев во времена народных восстаний XIX века.

А вот популярности женского краковского народного костюма способствовала краковская интеллигенция круга «Молодой Польши», благодаря которой павлиньи перья и шапки, белые фартуки, красиво вышитые шелковые корсеты и красные бусы стали попросту модными.

Ловичские полоски : киноварь, белый, фиолетовый

«По дороге в костел», открытка, частная коллекция / strojeludowe.net

Это один из самых роскошных и эффектных традиционных костюмов во всей Польше.

Его и поныне надевают по случаю праздников и других важных событий. Отличительный признак — полоски различных форм, цветов и в произвольных, меняющихся с течением времени сочетаниях.

Полоски украшают женские юбки, платья, кофты, передники, корсеты и жилетки, а также мужские брюки.

Как можно прочесть на портале strojeludowe.net:

Во второй половине XIX века преобладали ткани в красных тонах, с мелкими отдельными полосками или лучами. Начало XX века — это время преображения ловичского костюма. Фон для полосок стал оранжевым, а вытканные на нем линии разных оттенков зеленого начали обогащать киноварью, белым и фиолетовым цветами.

Однако апогей перемен, коснувшихся прежде всего женского костюма, пришелся на межвоенный период. Среди оттенков полосок стали доминировать холодные цвета: зеленый, фиолетовый, изумрудный, полученные благодаря использованию анилиновых красителей.

Разнообразие тканей, яркость красок и несомненная привлекательность привели к так называемой «ловической моде»: ткачи из других регионовв начали создавать подобные образцы.

Куявяк «одевается богато»

«Из Скульска и Слесина», рабочие и праздничные костюмы разных областей Куявии, ок. 1880 года. Оскар Кольберг, «Полное собрание сочинений», Калишские, т. 23, ч. I, 1964 / strojeludowe.net

Не все оригинальные элементы куявского костюма сохранились до наших дней, поэтому увидеть его мы можем лишь благодаря работам художников.

Особенно пейзажиста Войцеха Герсона: его картины, написанные в середине XIX века, послужили выдающемуся этнографу Оскару Кольбергу для иллюстрации изданного в 1867 году тома «Куявы».

Впечатления о куявском костюме со временем преобразовала и представила в своих работах знаменитая в межвоенное двадцатилетие художница и дизайнер тканей Зофьи Стрыенской, очарованная сельским фольклором.

Куявяка можно узнать прежде всего по оригинальному головному убору: меховой шапке «кучма», завязывающейся сбоку, пастушьей шляпе с широкими полями, конфедератке или лихо заломленной на бок фуражке с лакированным козырьком.

К этому — льняная рубаха и шелковый платок, завязанный на шее. Женщины щеголяют в платках и чепцах, замужние дамы собирают волосы в пучок и украшают его платками. Плюс корсет, «сукмана», юбка, передник и обязательная бижутерия.

«Ходаки» и янтарные курительные трубки из пущи

Скромный и лишенный украшений — таким был мужской наряд курпов, жителей Мазовша и Подляшья. На голове они носили шапки-конфедератки, плетеные из сосновых корней шляпы с лакированными козырьками, а летом — шапки-картузы.

На обернутые тканью ноги надевали «ходаки» (обувь в стиле сабо из кожи или липовой коры) или свидетельствующие о зажиточности башмаки с голенищами. Самой дорогой частью мужского гардероба была коричневая сукмана, а зимой — бараний тулуп с воротником из черного овечьего меха. Не забудем об аксессуарах.

Дополнением к костюму курпских бортников, пчеловодов и крестьян были изящные резные дубовые посохи, березовые или янтарные курительные трубки, стильные табакерки из рога и сумки из барсучьей шкуры.

Курпянки из окрестностей Пултуска. Научный архив государственного этнографического музея в Варшаве / strojeludowe.net

Юбка в клетку или с горизонтальными полосками, белые рубахи, украшенные кружевами, толстые шерстяные платки, наброшенные на плечи, и утепленное пальто — так называемая «ангерка» — таковы, в свою очередь, были отличительные черты празднично одетых курпянок. Шику им придавали бусы с подвеской в виде монеты или креста, — читаем на интернет-странице strojeludowe.net.

Золотые ермолки Вармии

Женщина в вармийском костюме. Й. Лампарский. Предоставлено издательством Muza S.A. / strojeludowe.net

Простой, но одновременно солидный праздничный наряд вармийских женщин отлично подчеркивал силуэт.

Широкую, украшенную воланами бархатную или шелковую трехметровую юбку дополняла богато вышитая настоящим золотом и серебром плоская шапочка-ермолка, которую завязывали под подбородком. Это был настоящий кружевной шедевр.

Обычно такую шапочку шили монашки, и носить ее могли только замужние женщины. Головные уборы различались формой, богатством вышивки и изобретательностью украшений, в зависимости от возраста женщины, ее зажиточности и обстоятельств, в которых носились эти шапочки.

Вармийские модницы также любили носить серьги, волосы закалывали специальными шпильками. Вармийский народный костюм повсеместно перестали носить уже в конце XIX века.

Цешин: красные чулки, запонки и пояс

Пример заимствования Цешинского костюма силезскими гуралями. Истебна, 1905 год. Из собрания Музея Цешинской Силезии в Цешине / strojeludowe.net

Мода Цешина, мультикультурного города, расположенного на стыке важных торговых путей, своими корнями уходит в эпоху Ренессанса.

Изысканный женский костюм шили из дорогих тканей, а затем украшали позолоченными вышивками и изящной бижутерией. Блеск ему придавали круглые или сердцевидные запонки, которыми застегивалась под шеей блузка («каботек») и, прежде всего, серебряный цешинский пояс, к которому прикреплялись тонкие цепочки, располагавшиеся на складках юбки и фартука.

Все украшения придумывали и выплавляли знаменитые на всю Цешинскую Силезию золотых дел мастера из городов Скочув, Цешин и Яблунков.

Билгорайские «оберки»

Билгорайские народные костюмы. Б. Чарнецкий,1956 год. Научный архив государственного этнографического музея в Варшаве / strojeludowe.net

Это необычайно скромный наряд: простые, домотканые, как правило льняные или шерстяные одежды практически полностью исчезли из билгорайского пейзажа уже во время Второй мировой войны.

«Женский костюм имел архаический и неповторимый характер, своим видом напоминал литературные и художественные изображения древнеславянского костюма», — читаем на сайте strojeludowe.net. Составляли его рубаха, юбка и полотняный передник.

Наиболее изящны и сложны, как всегда, были головные уборы: у замужних женщин — натянутые на деревянные обручи чепцы со свисающими до пояса лентами, а с первых лет XX века — так называемые «оберки», на которые надевался платок.

Не шее — розовые бусы.

Наиболее характерной частью мужской версии костюма была сумка в форме подковы, или «калита», которую носили чаще всего на праздники, всегда на правом плече. 

Источники: strojeludowe.net, Fundacja Braci Golec, Muzeum w Łowiczu, polskatradycja.pl, «Strój górali podhalańskich», Государственный этнографический музей, Музей «Дворец в Вилянуве», Dom Warmiński, Muzeum Tatrzańskie, «Polskie stroje ludowe» – книга издательства Muza.

Источник: https://culture.pl/ru/artykul/polska-moda-ludowa-idzie-o-radosc

Национальный польский костюм

Национальный польский костюм

Длительное время Польша находилась под влиянием различных культур. Это оставило свой отпечаток. в частности. и на национальной одежде этого народа. В национальном польском костюме умело и гармонично соединились литовские, румынские, русские, австрийские и другие мотивы, делая его неповторимым и уникальным.

Немного истории

Польский национальный костюм прошел длительный путь, пока обрел общие черты во всех регионах государства.

Изначально вся одежда в Польше делилась на 3 большие группы в зависимости от социального статуса человека: городская, шляхетская и крестьянская.

Первые две группы часто подвергались изменениям, крестьянская же одежда терпела изменения редко и очень медленно.

Наибольшее распространение приобрел шляхетский костюм, который впитал в себя много особенностей от крестьянской группы одежды и стал общенародным.

Особенности

Одной из особенностей польского национального костюма является ткань, из которого выполнено изделие. Более простые варианты одежды шьются из доступных материалов: льна или овечьей шерсти. Вторая группа национальных польских костюмов выполняется с использованием дорогой шерстяной ткани в полоску.

В комплект польского национального костюма, независимо от региона, в котором он распространен, входят (с учетом полового признака):

  • юбка;
  • рубаха;
  • фартук;
  • жилет (корсет);
  • пояс;
  • штаны;
  • головной убор;
  • специальная обувь («керпчи»);
  • украшения и дополнительные аксессуары.

Очень часто национальные польские костюмы украшают вышивкой ручной или фабричной работы.

Цвета и оттенки

Цветовая гамма польского национального костюма чрезвычайно яркая и разнообразная. Она отличается сложностью и интересными дизайнерскими решениями. Сочные и насыщенные оттенки убранства привлекают к себе внимание, сразу выделяя человека из общей толпы.

В основном в польском костюме используют красный, коричневый, синий, зеленый цвета и их различные оттенки. Часто встречаются радужные модели, одежда с цветочными мотивами, различными декоративными принтами и вставками.

Ткани и крой

На сегодняшний день, ассортимент тканей, из которых выполняют элементы национального польского костюма, очень широкий и разнообразный. Это дает возможность дизайнерам и модельерам удачно использовать это при разработке моделей и фасонов отдельных элементов этой одежды. Однако при этом четко соблюдается основное направление и суть костюма.

Крой польского костюма может быть самым разнообразным: от широких юбок или штанов и рубах до узких и прилегающих их вариантов. Поэтому выбрать национальную одежду в Польше возможно на любой вкус и предпочтения.

Разновидности

Разновидностей польского национального убранства известно много. Все зависит, как уже говорилось, зависит от определенного региона государства.

Всю польскую национальную одежду разделяют на 3 основные группы:

  • женская;
  • мужская;
  • детская.

Женская одежда характеризуется большим количеством элементов и их яркой цветовой гаммой.

Мужские элементы костюма в основной своей части более сдержанные. В них преобладают пастельные и традиционные цвета: черный, коричневый, серый, белый и др.

Польская детская национальная одежда выполняется с соблюдением тех же правил и принципов, что и для пошива одежды для взрослых.

Аксессуары и обувь

Обувь под национальный польский костюм подбирается соответствующая. Это могут быть сапожки с высоким или средним голенищем, каблуком. Часто они оснащены шнуровками, на каблуках имеются металлические подковки.

Особое внимание уделяется головному убору. Молодые девушки и женщины надевают яркие, оригинальные платки, цветочные венки, замужние дамы – чепцы.

Украшения также являются неотъемлемой частью национального костюма в Польше. Чаще всего они красного цвета и представляют собой массивные бусы, браслеты, серьги.

Современные модели

Современные модельеры имеют возможность фантазировать и создавать все новые и новые модели и фасоны элементов для польского костюма, соблюдая при этом основную идею и концепцию костюма.

Интересно смотрится пышная широкая юбка сочного зеленого цвета в сочетании с блузой и жилеткой. Образ дополнит головной убор в виде платка и стильные полусапожки на шнуровках.

Этническим можно назвать также пышное, радужное женское одеяние, которое состоит из широкой юбки до середины голени, белого цвета блузы-рубахи и оригинальной жилетки, украшенной вышитыми цветочными орнаментами.

Все чаще дизайнеры используют в своих моделях вышивки именно ручной работы: бисером, стеклярусом, нитками, папильотками и т.д.

Польский народ умеет и очень любит красиво одеваться. При этом, поляки не забывают чтить память о своих предках, сохраняя их традиции и обычаи. Наличие польского национального костюма и есть тому свидетельство. Несмотря на прошедшие годы, некоторые из которых для страны были очень тяжелыми, поляки сохранили основную его идею и концепцию, лишь ненавязчиво дополнив и обогатив.

Национальный польский костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

Источник

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Источник: https://krasota4all.ru/nacionalnyi-polskii-kostum/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.