Национальный греческий костюм

История костюма Древней Греции

Национальный греческий костюм

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области.

Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия.

Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии.

Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.

Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки.

Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались.

Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.

Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани.

Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов.

Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.

У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.

Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э.

гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс».

Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали.

Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий.

От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.Длина одежды была различна.

Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.

Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

На мужчине: хитон, плащ-хламида. На ногах щитки-кнемиды и сандалии

На женщине: пеплос с декоративной каймой

На мужчине: плащ с фибулой, короткий хитон, сандалии

На женщине: пеплос с двойным напуском, головная повязка. Причёска – греческий узел

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду.

Доспехи воинов были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах; поножи («кнемиды»), защищавшие ноги; сандалии на толстой двойной подошве («крепиды»); шлем, который мог быть разной формы. Беотийский шлем закрывал голову, щеки и нос, у дорийского было низко спущенное забрало, а коринфский почти полностью скрывал глаза.

Костюм путешественника: гиматий, длинный хитон и шляпа-петас

Костюм воина: короткий хитон и панцирь-пояс, шлем с наличником и высоким гребнем

Обувь в Древней Греции

Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами «заставили» их обуться.Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово «сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться из самой подошвы.

Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными шнурами, называлась «крепиды».Греки также носили «эндромиды» — высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге.

Согласно древнегреческим мифам, эндромиды носили Артемида, Геракл, Дионис, фавны.Древнегреческие актеры выходили на сцену в «котурнах» — обуви с очень высокой и толстой пробковой подошвой.Греки первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета.

Они были наряднее мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из красной кожи.

Прически и головные уборы в Древней Греции

Прически греки носили разные, обязательным был лишь уход за волосами. Густые пышные волосы считались главным украшением (Гомер называет греков «пышнокудрыми»). В более древние времена, до персидских войн, волосы заплетались в косички или связывались в пучок. Спартанцы вначале носили короткие стрижки, но после победы над агривянами стричься не стали.

В Афинах и Спарте густые длинные волосы и борода являлись признаком мужественности и аристократизма, а короткие волосы указывали на низкое происхождение. С IV в. до н.э., при Александре Македонском, зрелые мужчины стали брить бороду, а волосы коротко стричь или завивать мелкими кудрями. Длинные волосы носили только мальчики до шестнадцати лет и старики.

Обычно греки не покрывали голову. Шапки или шляпы они надевали во время путешествий, на охоте или в непогоду. Войлочный пилеус имел форму конуса. Фригийская шапка была похожа на спальный колпак с загнутой вперед верхушкой, она завязывалась ленточками под подбородком.

Войлочная шляпа петас с плоской тульей и широкими полями, закреплялась под подбородком ремешком и могла болтаться на спине. По преданию, такой головной убор носил греческий бог Гермес.Петас надевали эфебы — свободнорожденные юноши восемнадцати-двадцати лет, которые проходили подготовку к гражданской и военной службе.

Позже петас носили римляне, а в средние века этот головной убор стал обязательной частью костюма правоверных иудеев. Носить его предписывали власти тех европейских стран, в которых жили евреи, — очевидно, чтобы напомнить людям, что у них временный статус.У греческих женщин прическа должна была закрывать лоб: высокий лоб считался некрасивым.

Укладывали волосы гречанки по-разному: зачесывали назад и собирали в пучок, закалывая на затылке; завивали по всей голове в локоны и поднимали вверх, подвязывая лентой; заплетали в косы и обвивали ими голову. Прически женщин гармонировали с их одеждой.Гетеры носили более сложные прически, украшая их диадемами, золотыми сетками.

Голову женщины покрывали вуалью, ниспадавшей густыми складками, или повязывали большие пестрые платки. Во время путешествий голову защищала все та же шляпа-петас, а позже — плетеная шляпа.В жаркие дни гречанки покрывали голову гиматием, а сверху прикрепляли соломенную шляпку.

древнегреческие женские причёски и головные украшения:

древнегреческий женский головной убор:

Гречанки тщательно следили за своей внешностью. Они пользовались косметикой — белилами, румянами, сурьмой; умащались благовониями и маслами. Тело натирали порошком мела, смешанным со свинцовыми белилами, чтобы придать ему белизну. Из растертых в порошок душистых цветов готовилась пудра.

За лицом и телом своих господ ухаживали специальные рабыни, которые назывались «космет», что означает «приведение в порядок» (отсюда — слово «косметика»). Древние греки вовсю применяли массаж и гигиенические ванны, разные масла и мази для ухода за кожей и ногтями, средства для чистки зубов, окраски волос, ароматизации тела.

Ювелирное искусство Древней Греции приблизилось к совершенству. Женщины украшали себя изящными ожерельями из золота и серебра, браслетами, золотыми сетками для волос, цепочками, серьгами (часто в форме падающей капли), кольцами, перстнями с драгоценными камнями. Браслеты надевались на руки и на ноги.

Прически украшались золотыми булавками. Но самым нарядным и дорогим украшением считалось ожерелье. Оно могло состоять из цепочки с нанизанными на нее жемчугом и драгоценными камнями. Гречанки пользовались металлическими зеркалами, зонтиками, опахалами из цветных перьев, костяными и металлическими гребнями.

В Древней Греции украшения носили только женщины. Мужчинам украшать себя считалось неприличным. В Спарте был даже издан закон, запрещавший мужчинам носить украшения.Единственное, что позволяли себе греки, — это перстни.

Вначале золотые и серебряные перстни с резными камнями служили печатью, но постепенно стали просто украшением, и мужчины стали носить их по несколько на одной руке. В Спарте мужчины носили только железные перстни.

Источник – “История в костюмах. От фараона до денди”. Автор – Анна Блейз, художник – Дарья Чалтыкьян

см. также Одежда Древней Греции. Картинки

Источник: http://mir-kostuma.com/national/item/21-

Как сделать греческий костюм

Национальный греческий костюм

/ Костюмы своими руками

Порой, чтобы стать богом, приходится много трудиться и даже страдать. Но не в случае с прекрасными греческими богинями! Полчаса очень приятной творческой работы — и костюм греческой богини готов.

Афина, Афродита, Гера, Деметра, Ирида — каждая обладает своим характером, имеет свои предпочтения в одежде и целую толпу воздыхателей. И красоту. И бессмертие…

Уже готовы сделать костюм греческой богини своими руками? Приступаем!

Немного божественной сущности

В качестве основы для костюма греческой богини вы можете использовать любой из разновидностей хитона. Прелесть этого наряда в том, что делать его просто, носить удобно, а смотрится он со всей средиземноморской легкостью и изяществом.

Для этого хитона вам потребуются:

  • однотонная ткань — белая, фиолетовая, зеленая, бежевая или голубая;
  • золотая широкая тесьма с греческим орнаментом;
  • золотая круглая тесьма для пояса;
  • две броши;
  • клей по ткани.

Ширина ткани при средней упитанности богини должна составлять 115-135 сантиметров, длина ткани зависит от того, сколь длинный хитон вам нужен. Слишком короткие модели для женщин выглядят не слишком аутентично, но ведь вы делаете костюм греческой богини, решившей явиться на вечеринку XXI века, так что решайте сами!

Приклейте по подолу выбранную золотую ленту. Во-первых, это весьма исторично — древние греки носили не подшитые подолы только в знак траура. Во-вторых, это очень красиво. А с помощью клея сделать это будет совсем не сложно. Тесьму можно также располагать по всем сторонам будущего хитона.

Теперь закрепите брошами хитон так, как это показано на рисунке — сначала соединив свободные углы, а затем подколов ткань округ обернутого плеча. Степень запаха вы можете выбрать сами, однако мы настоятельно рекомендуем даже при самом сильном запахе надевать под импровизированный хитон плотное, подходящее по цвету белье.

Теперь возьмите круглую золотую тесьму и хорошенько препояшьте хитон, сделав небольшой напуск.

А красивее?

Чтобы хитон выглядел совсем нарядно, добавьте к желаемой длине порядка 35-50 сантиметров и сделайте красивую пелерину:

Вы также можете сделать костюм сложнее, если вы добавите ткани ширины, создав импровизированные рукава, а на туловище сделаете два перехвата. Для верности вы также можете склеить или сшить костюм греческой богини от подмышки до подвздошной кости:

Поэкспериментируйте с прической. А если вы носите короткую стрижку — у нас найдется недорогой подходящий парик и украшения к нему.

А какая вы богиня?

Теперь, чтобы сшитый греческий костюм превратился в полноценный наряд богини, необходимо добавить украшений и, главное, специальных атрибутов:

  • Афина может взять в руку ювелирную змею или расположить на груди щит, сделанный из крашеного серебряной краской пенопласта.
  • Артемиде следует появляться в обществе с луком и колчаном, полным стрел. Костюм этой греческой богини обычно самый коротенький.
  • Гера не выходит из дома без нарядной диадемы. Если в дурном настроении, что с ней часто, присутствует и однозубец.
  • Афродита обожает пояса. На поясе у нее часто можно наблюдать зеркало, а в руках — яблоко. Да-да, то самое.
  • Деметра носит с собой посох в виде стебля. Не то, чтобы эта красавица нуждалась в посохе, просто она — богиня плодородия.
  • Гестия всюду появляется с факелом. Сделать факел можно из палки, обмотанной тканью, которую пропитывают горючей жидкостью и по низу укрепляют чашей. А можно использовать электрический свет.

Как сделать костюм греческой богини наиболее нарядным? Добавьте аксессуаров.

Если модель не в пол, отлично будут смотреться высокие сандалии-гладиаторы.

Или симпатичные сандалии с крылышками, которые вам, наверное, подарил ваш Гермес:

Очень фантазийно и вполне адекватно для костюмов Деметры и Артемиды выглядят сандалии с листвой:

В крайнем случае, в греческие можно превратить совершенно любые сандалии, просто увеличив шнуровку с помощью тесьмы или ленты и подняв ее до колен:

Загляните в наш отдел аксессуаров, изучите серьги, диадемы, браслеты, бусы. Отдавайте предпочтения золотым цветам и античным орнаментам, и вы будете выглядеть… нет, не королевой. Настоящей богиней!

Источник:

Греческий костюм своими руками: выкройка

Античная мода переживает второе рождение. Это совсем не случайно, ведь современные эластичные ткани драпируются просто идеально. Некоторые дизайнеры предлагают греческие костюмы, которые шьются вообще без всяких выкроек. Есть и модели в греческом стиле, для которых выкройка нужна, но сделать ее несложно.

Как сшить греческий костюм

Shutterstock

Олимпийские богини носили одежду, которая подчеркивала их женственные формы. Чаще всего это была просторная туника, уложенная красивыми складками. Дополняли ее красивый пояс и сандалии на плоской подошве. Чтобы сшить такой костюм, выкройка была не нужна, древние гречанки прекрасно обходились без нее. Но есть вещи, без которых не обойтись.

Вам понадобятся:

  • отрез тонкого трикотажа;
  • швейные принадлежности;
  • портновские булавки;
  • сантиметровая лента.

Греческая туника может быть длинной или короткой. Измерьте длину изделия. Придя в магазин, выберите широкий отрез тонкого эластичного трикотажа. Чем он будет шире, тем лучше. Вам нужен кусок в две длины изделия плюс еще 5 см на обработку низа. Раскрой такого платья прост.

Сложите отрез пополам по ширине (перпендикулярно направлению вязки), изнаночной стороной внутрь. Найдите середину сгиба и наметьте линию выреза. Для этого в обе стороны отложите отрезки по 7–10 см. Разрежьте ткань между этими точками. Примерьте, пройдет ли голова. В случае необходимости расширьте вырез.

Складки формируются непосредственно на модели. Если вы шьете платье для себя, попросите кого-нибудь вам помочь. Самый простой вариант греческого женского костюма – туника со складками, заложенными по плечам. Наденьте заготовку, заложите складки там, где у другой одежды находятся обычно плечевые швы (эти линии можно заранее наметить мелом).

Следите за тем, чтобы драпировка была симметричной. Складки сколите портновскими булавками. Снимите наряд, сделайте строчку, имитирующую плечевые швы. Решите, как вы поступите с боковыми швами. Можно сострочить их по всей длине, но ничто не мешает оставить снизу разрезы или даже вообще не сшивать.

В последнем случае, конечно, обязательно нужен пояс. Обработайте низ и горловину. Проймы можно не обрабатывать, поскольку там находятся кромки.

Античное платье может быть и с разрезом, в том числе и длинным. Располагаться он может как спереди, так и сзади

Романтический стиль греческого платья

Платье, напоминающее античное, может быть и на бретелях. Для этого нужно смоделировать базовую выкройку платья. Переведите ее на бумагу, причем так, чтобы у вас были детали полностью, а не их половинки. Измерьте самую широкую часть плечевой выточки на полочке. По линии талии отложите такое расстояние от середины переда в правую сторону.

Соедините эту точку с началом вытачки, находящейся на второй половинке детали, прямой линией. От конца этой вытачки проведите еще одну прямую к линии талии. Она должна идти параллельно первому отрезку. Третья параллельная линия идет от конца вытачки, находящейся на линии талии.

Отрежьте верхнюю часть полочки от нижней, а затем разрежьте ее по указанным линиям, наложите на новый лист бумаги и раздвиньте. Обведите низ детали плавной линией, соединив концы разрезов. Спинку смоделируйте, как показано на рисунке. Проследите, чтобы плечевые швы были одинаковы по длине. Раскроите платье из трикотажа.

Сметайте плечевые и боковые швы верхних деталей, заложите складки. Бретели получаются цельнокроеные, но можно при желании сделать их и отрезными. Если все вас устраивает, сострочите швы. Сметайте боковые швы нижних деталей. Заложите складки по талии. Сметайте верхнюю и нижнюю части платья. Примерьте, что у вас получилось.

При необходимости подкорректируйте складки на талии. Застрочите шов, обработайте низ, горловину и проймы.

Для верха полочки выкраиваются две абсолютно одинаковые детали. Складки закладываются в процессе шитья по линиям разрезов

Греческие богини предпочитали, как известно, плоские сандалии. Вы смело можете следовать этому обычаю, благо подобная обувь в магазинах встречается довольно часто.

Но вы небольшого роста, а платье у вас длинное, можно надеть и босоножки на тонком каблуке. Главное – чтобы они были изящными. Грубость в греческом наряде недопустима. Для платья с бретельками подойдут пряжки-фибулы.

Конечно, это не совсем то, что носили богини, но по стилю вполне подойдет.

Также интересно почитать: кофта «летучая мышь»

Невеста в греческом стиле: свадебное платье богини

Источник:

Греческий национальный костюм

Древнегреческая культура первая в истории мировой цивилизации утвердила красоту и гармонию тела человека и его духа. Именно в Элладе, стране, расположенной на берегу теплого Эгейского моря, родился стиль, названный позднее классическим, были заложены материальные, духовные и эстетические основы развития почти всех европейских народов.

Достигнув больших успехов в различных сферах культуры, древние греки преуспели и в искусстве одеваться: они первыми пришли к мысли, что человек в своем великолепии подобен богу, а его тело-это зеркало, которое отражает идеалы мироздания.

Изначально национальный греческий костюм отличался простотой, и одновременно изяществом. Даже одеяние богов и богинь, запечатленных в гравюрах и статуях, не блещет роскошью и богатством. Можно выделить пять отличительных характеристик древнегреческого костюма: обоснованность, гармоничность, слаженность, устойчивость, своевременность.

Источник: https://novpedkolledg2.ru/hitrosti/kak-sdelat-grecheskij-kostyum.html

Одежда древних греков, современные тенденции и аналоги

Национальный греческий костюм

Древняя Греция – страна, в которой зародились многие современные ценности. В ней впервые появился культ красоты и физических упражнений, которые способствовали не только здоровью, но и гармоничному развитию тела.

Привлекательность фигур помогала подчеркнуть одежда, богатая украшениями и сложными драпировками. Ткачество в античной Греции приравнивалось к искусству.

Несмотря на то, что одежда древних греков в основном создавалась из цельного куска ткани и была не скроена и часто даже не сшита, она поражает сложностью конструкций и разнообразием форм.

Особенности и виды

Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:

  • Пальмы (рисунок «пальметта»);
  • Цветы;
  • Листья.

Распространены были рисунки из линий:

  • Меандр (непрерывная лента из прямых углов, до сих пор является самым узнаваемым орнаментом Греции);
  • Волна;
  • Бусы
  • Плетеный узор.

Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к.

лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии.

Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.

Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:

  1. Хитон – основная древнегреческая одежда, которую носили и мужчины, и женщины. Он представлял собой удлиненную тунику без рукавов или с коротким рукавом, подпоясанную на талии (у мужчин) или под грудью (у женщин).

    Хитон состоял из сложенной вдвое ткани или из двух полотнищ, соединенных между собой. у ткань скреплялась заколками с орнаментом – фибулами. Низ хитона подшивали. Неподшитая ткань была признаком траура.

    Короткие хитоны были частью мужского гардероба, а длинные носили женщины и старики;

  2. Пеплос – предмет женского гардероба, похожий на современное длинное просторное платье. Его создавали из большого куска шерстяной ткани, который оборачивали вокруг хитона.

    Как и хитон, он закалывался булавками на плечах; обычно в верхней части образовался напуск, свободно свисающий над талией (колпос). Левый бок у пеплоса был закрыт, а правый — открыт; плечи в пеплосе прикрывались.

    Пеплос был выходной одеждой; в повседневной жизни гречанки носили хитон и накидку – гиматий;

  3. Гиматий – накидка из льна или шерсти, предок сегодняшнего плаща. Большой отрезок ткани обвивали вокруг туловища, обычно закрывая левую сторону и оставляя открытой правую.

    Чтобы удержать ткань на месте, по краям могли вшивать маленькие свинцовые грузики. Женщины часто покрывали гиматием голову, как шарфом;

  4. Хламида – короткая накидка, которая скреплялась фибулой в центре или на правом плече. Чаще всего хламида была овальной или прямоугольной с округлыми краями.

    Обычно накидка украшалась орнаментом, по краям вшивались грузики для правильного положения на теле. Хламида использовалась для спортивных соревнований, в походах, а также путниками в странствиях.

Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.

ХламидаПеплосХитонГиматий

Для мужчин

Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка.

Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра.

Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.

В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.

Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна.

Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной.

Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.

Для женщин

Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий).

Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью.

Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.

Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.

Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.

Вид одеждыЖенщиныМужчины
НижняяХитон (короткий — для молодых женщин и рабынь, длинный — для взрослых женщин).Хитон (до середины колена — для обычных граждан, короткий — для воинов, ремесленников и рабов, длинны — для стариков).
ВерхняяПеплос/гиматий.Гиматий — для повседневной жизни, хламид — для воинов и путешественников.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности.

Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку».

Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой.

Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба.

Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки.

Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды.

Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.

Аксессуары и украшения

Из головных уборов древних греков наиболее известны войлочные шляпы:

  • Петас – головной убор путешественников с широкими полями;
  • Пилос – шапочка без полей, которую носили крестьяне и рабочие.

Шляпы были мужским аксессуаром; женщины могли надеть шляпу, лишь отправляясь в путешествие. Женщины уделяли большое внимание украшению прически. Основной женской прической был узел на шее из заплетенных кос или жгутов. Для закрепления заплетенных кос и узлов использовались гребни, заколки, ленты, венки.

Волосы украшали позолоченными ремешками из кожи или шнурами, а также украшали обручами из золота, серебра, бронзы или кожи.

Из украшений мужчины использовали перстни, кольца, браслеты и амулеты из драгоценных камней. Количество украшений, которые мог позволить себе мужчина, было закреплено законом.

Женщины носили диадемы (налобные и затылочные), цепочки, серьги, ожерелья из золота, серебра и сплавов с вставками из жемчуга. Особенно любили гречанки браслеты – их носили на запястье, предплечье и даже на лодыжках. В отделке ювелирных изделий преобладали растительные узоры – листья, бутоны, цветы.

Благодаря литературе античности, скульптуре и изображениям на фресках из древности одежда греков дошла до наших дней и даже влияет на современную моду.

Стилизации под хитоны, пеплосы, гиматии и хламиды, а также древнегреческую обувь и украшения можно встретить у многих дизайнеров 21 века.

Популярность греческого стиля в одежде объясняется его простотой и комплиментарностью для любого типа фигуры.

Фото

Источник: https://odezhda.guru/strany/227-drevnih-grekov

Костюм Древней Греции

Национальный греческий костюм

В VII —I вв. до н. э. в южной части Балканского полуострова расцвела замечательная культура Древней Греции.

Природные условия Греции, ее теплый морской климат, плодородные равнины и горные пастбища, богатые полезными ископаемыми недра земли определили основные занятия и быт древних греков.

Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира. Его основы — демократия (управление народного собрания) и рабовладельческий строй. Греческое искусство носило реалистический характер.

Сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в безграничные творческие способности человека, простота и ясность художественного языка, правдивое отражение действительности — таковы те основные черты, благодаря которым античное искусство имело огромное значение для всей европейской культуры в будущем.

Быт древних греков носил общественный характер. Народные собрания проходили с песнями, танцами, спортивными состязаниями, которые являлись государственной проверкой физического состояния народа. Эти особенности быта и культуры Древней Греции нашли свое глубокое отражение в эстетическом идеале красоты человека и его костюме.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ

Так же как и все греческое искусство, античные представления о красоте во многом остаются для нас нормой и образцом для подражания. Впервые в истории человечества в основе эстетического идеала красоты человека лежит гармония духа и тела.

Патриотизм, высокое гражданское сознание, развитый умственный кругозор и нравственный багаж должны сочетаться с физической красотой: сильным тренированным телом, пропорциям которого уделяется много внимания в трудах мыслителей, художников и поэтов.

Идеал атлета-гражданина воплощен греческим художником Поликлетом в бронзовой статуе «Дорифор» («Копьеносец»).

Скульптор написал теоретический трактат «Канон», в котором изложил свои взгляды на наиболее гармоничные пропорции человеческой фигуры.

За единицу измерения была принята длина тела человека, голова составляет одну седьмую ее часть, лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую.

Несмотря на ограниченные права женщины в греческом обществе, женские образы в искусстве также отражают идеал разносторонне развитой, здоровой, цельной личности. Такова, например, статуя богини Афродиты, известная под названием Венеры Милосской.

Красоту лица богини составляют правильные прямые линии носа и подбородка, невысокий лоб, обрамленный короткими завитками волос с прямым пробором. Большие выпуклые глаза подчеркнуты округлой линией бровей.

По окраске древнегреческих статуй и описаниям героев литературных произведений можно судить о том, что древние греки предпочитали светлый колорит — златокудрые волосы, голубые глаза, светлую кожу.

Однако требования гармонического развития личности распространялись в Греции лишь на представителей имущих классов и не распространялись на рабов и ремесленников.

ДРАПИРОВКА – ОСНОВА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО КОСТЮМА

Греческий костюм больше, чем у любого другого народа, связан с выражением эстетического общественного идеала.

Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка — основа античного греческого костюма.

Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, прекрасно подчеркивал гармонию тела и одежды

Искусство одевания и умение носить одежду входило в обязательный курс обучения молодежи имущих классов.

Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи: высокой мощной каннелированной колонной дорического ордера (рис. 12). Они же должны были наиболее эффектно подчеркивать движения человеческого тела. «Драпировка оживляет мертвую ткань, придавая эстетическую цельность фигуре.

Складки, в свою очередь, аккомпанируя движению тела, свисают с рук, окутывая округлости, и плавно обволакивают статичное тело. Застывшие в мгновении покоя, они начинают двигаться вместе с телом, выявляя движение в большом или малом напряжении его» .

Одновременное ношение двух одежд создавало ясно выраженную гармонию ритмов, объединяющую ансамбль.

ТКАНИ ИХ ОФОРМЛЕНИЕ

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптуре, а также образцам поздних греческих тканей, представленным в Государственном Эрмитаже.

Их ткали ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. Искусство ткачества ценилось очень высоко. По мифологии все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязаясь между собой в этом ремесле.

Волокнистый состав греческих тканей — шерсть или лен. Существует также предположение, что на острове Кос и в Лидии ткали тончайшие шелковые ткани.

К хлопку греки относились с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского; они называли хлопок «шерстью дерева». Основной интерес греков привлекала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма.

Поэтому ткани с рисунком, очень распространенные в период греческой архаики, в классический период (V — IV вв. до н. э.

) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями со скупым, четким орнаментом вышивки, аппликации или раскраски. В одном из греческих мифов рассказывается, что богиня Афина победила одну из лучших ткачих Греции Арахну, выткав однотонную прекрасную ткань вместо узорной.

Наиболее характерные греческие орнаменты связаны с природой, носят геометрический или растительный характер (рис. 13).

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. В соответствии с нашими представлениями хитон был нижней одеждой. Чаще всего его изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали вдоль левого бока туловища и скрепленной на плечах двумя пряжками — фибулами. Хитон могли сшивать по боку или оставлять с одной стороны открытым (рис. 14).

Длина хитона могла быть различной, но чаще всего доходила до коленей. По талии завязывали пояс, образуя напуск (рис. 15). Самой распространенной верхней одеждой был гиматий — прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7×4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами.

Один из применяемых способов драпировки был такой: «… один конец ткани, слегка задрапированный или заложенный в складки, спускали с левого плеча на грудь. Оставшуюся ткань располагали на спине и пропускали под правую руку, оставляя руку свободной, и, уложив ткань красивыми складками, перебрасывали через левое плечо на спину» .

Чтобы ткань не соскальзывала, сзади зашивали груз — кусочки свинца. При драпировке гиматия другими способами могли быть закрыты обе руки или одна правая рука (рис. 16).

В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.

Еще одним видом плаща была хламида — прямоугольный кусок плотной шерстяной ткани, который набрасывали на плечи и скрепляли на одном плече или на груди фибулой. Военачальники носили хламиды пурпурного цвета. Одежда ремесленников и рабов обычно состояла из грубого шерстяного хитона или набедренной повязки.

Обувь греков — повторяющая форму ступни, на пробковой или веревочной подошве, с ремешками, переплетавшимися на икрах. Так же как и в других странах древнего мира, носила ее только знать.

Декоративное значение сандалий в костюме повышалось за счет использования цветной, золоченой кожи, украшенной металлическими бляшками и расшитой жемчугом. Специально для театральных представлений применялись котурны — сандалии на подставках, чтобы актеры выглядели выше.

Головные уборы носили в основном в непогоду или во время путешествий. Круглая фетровая шляпа с полями и низкой тульей — наиболее распространенный головной убор. Ее носили также на ремешке отброшенной за плечи.

В классический период прическа мужчины состояла из коротко остриженных волос, круглой бородки и усов. Юноши брили лицо и носили длинные завитые локоны, подхваченные обручем. Греки считали бороду достоинством мужчины.

Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой.

Женский костюм

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

Отличительной особенностью женского хитона раннего времени (хитона дорического) является отворот его верхнего края, так называемый диплоидий (рис. 17, фигура слева).

Он играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей.

В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Некоторые виды женских хитонов были без отворотов. Для их декоративного решения использовались мягкие складки тонкой ткани, гофрировки, цветовые сочетания основной ткани, украшений, вышивки.

Так же как и мужской хитон, женский скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов (рис. 17, фигуры справа).

Спартанки носили хитон — пеплос; его правые боковые срезы оставляли не сшитыми и украшали каймой орнамента и фалдами драпировки (рис. 18). В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Верхней одеждой гречанок служил гиматий, который можно было драпировать различными способами.

Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован. В романе известного советского ученого — палеонтолога и писателя И.

Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю.

По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку.

Таис была одета розовой прозрачной, доставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.

Головные уборы гречанки носили редко. В основном они ходили с непокрытой головой, при-крываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды.

Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах, предохраняющих лицо от загара.

Прически гречанки делали из длинных и коротких волос. Греческий узел сохранился и в наши дни. Это расчесанные на прямой пробор волосы, завитые волнами, низко спущенные на лоб (между бровями и волосами расстояние не больше ширины двух пальцев) и вдоль щек, сзади приподнятые и уложенные узлом на затылке.

Короткие стрижки украшали обручем или лентой.

Украшениями к прическе были также сетки из золоченых шнуров, диадемы, шпильки, гребни.

Дополнениями к костюму служили зонтик от солнца и веер в виде листа.

В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме образцами металлического литья,филиграни, гравировки. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знатных слоев, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.

>Источник: Каминская Н. М. «История костюма»

Источник: http://www.ThingsHistory.com/kostyum-drevnej-grecii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.