Мордовский национальный костюм

Содержание

Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм

Мордовский национальный костюм

Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Куклы в народных костюмах №59 – в России номер выходит 17.04.2014 – Мордовский летний костюм.

Кукла ВЫШЛА.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса – мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Фото куклы:

Куклы в народных костюмах №59 – Мордовский летний костюм. Панго – высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.

Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха – панар.

Куклы в народных костюмах №59, вид сзади – коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани – пулай.

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде – это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник). 

Ворот рубахи – конусообразный вырез.

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам).

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья – кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 – Праздничный костюм Нижегородской губернии.

О журнале Куклы в народных костюмах.

60 выпуск – эстонский костюм.

Национальный костюм мордвы

Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки-только по праздникам Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства.

Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм. В составе мордовского народа выделяют два субэтноса – мордвы – мокши и мордвы – эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп.

Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха – панар и штаны – понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные – из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями.

К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне – различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов.

К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек. Летом мужчины поверх рубахи – панар надевали еще одну – белую распашную (мушкас – у мокши, руця – у эрзи). Весной и осенью носили сумань – приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник. Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы – ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки – ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном. На ногах мордва носила лапти, летом – с портянками, а зимой – с онучами.

Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище. Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2 – 3 помощницы. Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст. Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай – сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д.

В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками – сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти – подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья – кафтонь – крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар – у эрзи, мушказ, балахон – у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы. Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы. В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник. Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки – белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги. Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения – бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок – нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам. Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы:

Мельников п.и. (Печерский А.) Очерки мордвы – М: Директ – Медиа, 2010. – 181 с. Прокина т.п. Мордовский народный костюм – Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с.Мордовский народный костюм (электронный ресурс).

Мордовский республиканский музей изобразительных искусств и м.с. Д. Эрьзи, www.erzia-museum.ru/.

Куклы в народных костюмах №59, обзор журнала

Мордовский народный костюм

Подол рубахи

Костюм мордовский (: