Марийский национальный костюм

Традиционный марийский костюм

Марийский национальный костюм
Новости и общество 5 июня 2015

Основной территорией, на которой проживают марийцы, является междуречье Волги и ее левого притока Ветлуги. Этот финно-угорский народ рассеян по всем соседним областям и республикам, много его представителей на Урале. Марийский костюм входит в группу национальных нарядов народов Поволжья.

Структура этноса

Как каждый этнос, марийцы делятся на определенные группы. Обычно это связано с местом проживания. Можно выделить три основных подразделения: луговые (самые многочисленные), горные и восточные мари.

Первые занимают Волго-Вятское междуречье, вторые живут на западе республики Марий Эл, третьи представляют собой потомков переселенцев из Поволжья в восточные регионы – Башкирию и Приуралье. Марийский костюм каждой из групп имеет отличительные особенности. Но основные детали костюма у всех марийцев одинаковые.

Более того, мужской и женский костюмы этого народа в далекие времена отличались друг от друга только украшениями.

Одежда, подходящая любому полу

Основные составные части наряда таковы: рубаха и штаны, пояс с подвесками и головной убор, лыковые лапти и холщовые или шерстяные онучи. По праздникам надевалась кожаная обувь. Но покрой праздничного костюма полностью повторял будничный. И лишь украшения делали его нарядным.

Мужчины-марийцы занимались в большинстве своем отхожим промыслом, что способствовало контактам с соседями, и поэтому мужской марийский костюм напоминает русский национальный наряд. Позднее в наряде мужчин стали появляться и фабричные изделия.

Но вплоть до 30-х годов прошлого века специфические национальные черты проявлялись как в покрое и отделке, так и в способе ношения определенных элементов одежды.

Продиктованный жизненными условиями

Костюм любого народа складывался под влиянием нескольких факторов, таких как социально-экономические, исторические и природно-климатические условия. Большую роль играли средства труда, которые были в наличии.

Так, туниковый покрой рубахи объяснялся тем, что сотканное на домашнем станке полотно просто сгибалось на плечах, для головы делался вырез. Не выкраивая проймы, по бокам пришивали полотна, согнутые вдоль, таким образом получались рукава. Изначально полотно ткали на длину самой рубахи и рукава.

Марийский костюм подразделялся на повседневную, праздничную и обрядовую одежду. Естественно, что самым красивым был свадебный наряд невесты. Его обильно украшали вышивкой, тесьмой, позументом, бисером, перламутром раковин, мехом и всем, что подсказывала фантазия мастериц, но при четком соблюдении стандартов.

Цвет марийской одежды преимущественно белый. Марийский костюм (фото прилагается) комфортный и радостный.

Отличительные черты

Как отмечалось выше, основные элементы национального наряда продиктованы природно-климатическими условиями. Поэтому помимо вышеперечисленных деталей комплекта в состав входили демисезонный кафтан (мыжер), шуба (ужга), зимняя обувь и головной убор. Эти вещи имели разный покрой – прямоспинные и отрезные по талии.

Необходимо отметить, что все подгруппы имели свои отличительные детали – где-то спина была трапециевидной, вставлялись клинья, форма воротников была разной. Это касалось не только верхней одежды.

Так, например, нательная рубаха (тувыр) у луговых, горных и восточных мари отличалась расположением разреза у горловины, длиной самой рубахи.

Мужской костюм

Издревле в мужской традиционный марийский костюм входил тувыр (рубаха), длина которого опускалась ниже колен, но к концу XIX века она достигала только середины бедра. Отличались и штаны (йолаш) – у луговых и горных они шились с узким шагом, у восточных – с широким, который обеспечивался либо кроем, либо ластовицей.

Повседневная одежда изготавливалась из белого домашнего холста (вынер), который ткался из конопли, реже изо льна. Для изготовления обуви использовались выделанные шкуры животных, лыко, шерсть. Характерными были марийские лапти, сплетенные из семи лык, оборы (веревки, обматываемые вокруг ноги) у них были из того же материала.

Онучи летом носили холщовые, зимой из сукна. В более суровых климатических условиях носили валенки. Шапки у мужчин тоже были преимущественно валяные, разной формы.

Позже традиционный марийский костюм гармонично дополнили сапоги и картузы промышленного изготовления. Стоит добавить, что все отверстия нательной рубахи (вырез, окончание рукавов, подол) обязательно отделывались орнаментом.

Он заключал в себе заклинания от нечистой силы. Это была вышивка или тесьма.

Особенности женского костюма

Отдельных слов, как всегда, заслуживает женский наряд, отличающийся красотой и неповторимостью.

Костюмы народов Поволжья, марийский в частности, кроме специфического кроя имели и другие, характерные для средней России особенности – материал, из которого изготавливалась одежда (конопля и лен, лыко, валяные изделия). Использование в украшениях речных раковин, ближе к северу – речного жемчуга.

Характерная для всего Поволжья нательная рубаха в марийском варианте в женском наряде отличается покроем рукавов и подола. Общий белый цвет наряда, как ни в каком другом костюме, богато украшен характерной марийской вышивкой (тур), очень плотной и четко очерченной.

Кроме того, в ней закладывались сведения о хозяйке – принадлежность ее к определенной этнической группе, социальный статус. Иногда вышивкой покрывалась и спина какой-нибудь детали костюма. И конечно, у каждой локальной группы марийцев имелись различия в узорах, форме и расположении вышивки.

Орнамент – «письмо из прошлого» и оберег

Цвета шерсти или шелка, которыми расшивали полотно, были в основном всех оттенков красного, коричневого. Костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, являются ярким и неотъемлемым элементом национальной культуры.

Он несёт в себе ценнейшую информацию об этом народе, так как уходит корнями в доисторические времена, когда возникали первые рисунки, постепенно превращающиеся в орнамент, способный рассказать, чего боялись аборигены, чем занимались, что их окружало.

Самая важная деталь

Чем же еще, кроме длины и покроя нижней части рубахи, отличаются наряды мужчин и женщин мари? Как отмечалось выше, костюм марийский мужской дополняла валяная шапка. Женский же головной убор заслуживает отдельных слов, потому что это важнейший элемент наряда. Он делится на женский и девичий, поэтому кроме социального статуса и этнической принадлежности указывает и на возраст хозяйки.

Об их разнообразии можно написать отдельную статью. В давние времена марийские женщины использовали различные платки и повязки – об этом говорят археологические находки. У девушек было два вида повязок – на шерстяной основе и на кожаной. Они очень обильно украшались бисером и монетами.

Затейливый и неповторимый

Женщины носили полусферическую такию, входящую во многие традиционные костюмы народов Поволжья. Марийский женский головной убор в давние времена дополнялся платком, сложенным по диагонали, надетым на такию и завязанным под подбородком. Головные уборы замужних женщин необычайно разнообразны – каркасные, остроконечные, лопатообразные, полотенчатые.

И все они подразделяются на несколько подвидов. Так, известная по кроссвордам сорока относится к классу лопатообразных, а самый древний головной убор мариек шурка очень высок (40 см) и относится к каркасным шляпам. Традиционные костюмы народов Поволжья, марийский в том числе, перекликаются между собой – шапки на берестяных или кожаных каркасах носили мордовские, удмурдские, казахские женщины.

Изначально это был скифский головной убор.

Необходимые и яркие детали

Обязательными атрибутами женского костюма являются пояс, передник и нагрудник. Не надо говорить, что все эти детали старательно украшались. О поясах можно рассказывать очень долго. Чего только на них не вешали: карманы или кошельки, узкие однополосные и двуполосные полотенца, красивые кисти и кольца.

Верхняя одежда подпоясывалась замысловатыми кушаками. Передники, как и другие детали костюма, вышивались и расшивались тесьмой, кружевом, украшались бисером и монетами. Нагрудник мог иметь различную форму, состоял он обычно из монет. Тонкости лучше рассмотреть на прилагаемых фотографиях. Марийский костюм очень красив.

Марийские женщины удачно дополняли его украшениями – кольцами, серьгами и так далее.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/169593/

Народный костюм марийцев

Марийский национальный костюм
В древних летописях марийцы под названием «черемисы» известны с VI в. Сами себя марийцы называют «мари», «мэрий» (человек).

Географически различают горных мари — живут на правом берегу Волги, луговых мари—живут на низменном левом берегу Волги, многочисленную группу восточных марийцев. Последние в XVI—XVII вв. переселились с луговой части Волги в Прикамье и Приуралье.

Большинство марийцев православные христиане. Традиционными занятиями марийцев являются земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.

Культ природы

Марийцы сохранили благоговейное отношение к своим родникам колодцам, лесу. До сих пор живет правило: около колодца или родника нельзя ругаться или громко разговаривать, иначе богиня-мать воды обидится и навсегда уйдет в другое место. Вокруг родника не рубят деревья и в воду ничего не бросают — она священна. А если марийцу нужно срубить дерево, то он обращается к духу этого дерева, объясняя с какой целью это делается, и просит простить этот грех.

Береза — любимое дерево марийцев. Березу все принимают как священное дерево. К ней обращаются с самыми важными просьбами. А чтобы просьба исполнилась, оставляют у дерева жертвенную пищу — хлеб, блины, кусочек мяса, легкое пиво. У марийцев принято при рождении внука высаживать березу на задворках, рядом с деревьями родителей.

Считалось добрым знаком, если рождение ребенка совпадало с появлением в этой семейной березовой роще нового побега березки. Тогда верили, что ребенка дал сам Бог. Если ребенок заболевал, то по внешнему виду этого дерева судили о состоянии его здоровья. При этом ствол ассоциировался с туловищем, крона — с головой, корни и ветви — с руками и ногами.

Поэтому марийцы с раннего детства приучают детей уважать деревья.

Липа. О липе марийцы говорят, что в ее дупле живут духи, которые не отказывают человеку в помощи, но с просьбой можно обращаться только один-единственный раз.

Рябина. Марийцы считают рябину самым мощным средством, оберегающим человека от колдовства.

Цветы. Сохраняют марийцы и благоговейное отношение и к луговым, полевым и лесным цветам. Согласно древней традиции, не только марийцы, но и их соседи, в том числе русские, считали недопустимым рвать цветы до определенного календарного срока (чаще это Семик или Троица).

Птицы. Священными птицами у марийцев считаются дикие гуси, белые лебеди, журавли. Когда жених и невеста скрепляют свой союз семейными узами, им желают: «Живите в дружбе, как белые лебеди!»

Зуй Златимирович писал(а):
Хочу принять участие! 1. Почему не могу сам сделать новую тему?

2. Почему нет возможности написать участнику лично?

Отвечаю по порядку: – создать новую тему может каждый зарегистрированный пользователь. для этого необходимо выбрать нужный раздел форума, в нем заходим в подраздел и по нажатию зеленой кнопки “Новая тема” создаем соответствующую тему.

– а на счет личных сообщений, пока такой функционал не реализован, благодарю за замечания, надеюсь в скором времени такая возможность появится на сайте. =)

Page 3

1. О сайте

1.1 Интернет-ресурс (сайт) www.krupenichka.ru (далее просто Крупеничка) предоставляет зарегистрированным пользователям открытый доступ к таким сервисам как, ания, комментирования, создание новых тем в форуме и т.д.

2.

Условия ограничения ответственности

2.

1 Пользователь прямо соглашается с тем, что использует Крупеничку на свой собственный страх и риск.

2.

2 Пользователь знает, и согласен с тем, что сервисы Крупенички могут содержать ссылки на другие интернет ресурсы. и безопасность материалов на других интернет-ресурсах не могут быть проконтролированы Администрацией Крупенички, поэтому администрация не несет никакой ответственности:

– за последствия применения, использования или неиспользования полученной информации; – за возможное несоответствие результатов, полученных при использовании Крупенички, ожиданиям Пользователя; – за какие-либо повреждения оборудования или программного обеспечения Пользователя, возникшие в результате использовании Крупенички; – за отсутствие возможности использования Крупенички по каким-либо причинам;

– за последствия, которые может повлечь распространение материалов либо данных, содержащих заведомо ложную, неточную, оскорбительную, вульгарную, непристойную информацию и/или информацию сексуального характера, информацию, оскорбляющую достоинство и нарушающую права на личную жизнь, а также любую другую информацию, противоречащую законодательным нормам.

2.

3 Ни при каких обстоятельствах Крупеничка не несет перед Пользователем, либо третьими лицами ответственности за ущерб, убытки или расходы, возникшие в связи с использованием или невозможностью использования, включая упущенную либо недополученную прибыль.

2.

4 Пользователь обязуется не передавать другим лицами свои персональные данные, полученные при регистрации (логин и пароль) для входа/идентификации на Крупеничку и несет полную ответственность за утерю, пропажу, исчезновение или передачу иными способами персональных данных, а также за последствия связанные с данным деянием. Администрация Крупенички не несёт ответственности за действия третьих лиц, воспользовавшихся персональными данными Пользователя.

2.

5 Администрация Крупенички не несет никаких обязательств по обеспечению конфиденциальности в отношении информации, предоставляемой его Пользователям, хотя принимает все возможные меры к этому, если не имеется договоренности об обратном или соответствующих требований действующего законодательства.

2.

6 В обязанности Крупенички не входит контроль легальности или нелегальности передаваемой информации (любой, включая, внутреннюю пересылку информации в виде различных ссылок, текстов или архивов), определение прав собственности или законности передачи, приема или использования этой информации.

3. Ограничения на использование ресурса пользователем

3.1 Основным языком общения на Крупеничке является русский язык. Если оригинальный материал написан на другом языке, то перед размещением на Крупеничке он должен быть переведен!

3.2 При использовании Крупенички, Пользователь не имеет права:

3.2.

1 Давать ссылки на файлы содержащие вирусы или другие компьютерные программы заведомо вредоносного действия, файлы или программы, предназначенные для нарушения, уничтожения либо ограничения функциональности любого компьютерного или телекоммуникационного оборудования или программ, для осуществления несанкционированного доступа, а также серийные номера к коммерческим программным продуктам и программы для их генерации, логины, пароли и прочие средства для получения несанкционированного доступа к платным ресурсам в Интернете;

3.2.

2 Размещать ссылки на файлы, использование которых затрагивает какой-либо патент, торговую марку, коммерческую тайну, копирайт или прочие права собственности и/или авторские и смежные с ним права третьих лиц;

3.2.3 Отправлять на адреса электронной почты, указанные на сайте, несанкционированные почтовые сообщения рекламного типа (junk mail, spam);

3.2.4 Копировать и использовать в коммерческих целях любую информацию, получаемую посредством данного ресурса, нарушающую права других Пользователей или могущую нанести им прямой материальный или моральный ущерб;

3.2.

5 Использовать Крупеничку для размещения заведомо ложной, неточной, оскорбительной, вульгарной, непристойной информации и/или информации сексуального характера, информации, оскорбляющей достоинства и нарушающей права на личную жизнь, а также любой другой информации, противоречащей законодательным нормам.

3.2.

6 Выдавать себя за другого человека или за представителя организации и/или сообщества без достаточных на то прав, в том числе за сотрудников Администрации, за владельца Крупенички. В том числе использовать имя (никнейм) и аватар в значительной степени схожих с уже существующими на сайте, что может ввести в заблуждение других Пользователей.

В этом случае Пользователь обязан сменить имя или аватар.

3.2.

7 При регистрации указывать имя, представляющим собой лишенный смысла набор цифр и букв. Использовать имя или аватар, нарушающие общепринятые морально-этические нормы;

3.2.

8 Неоднократно регистрироваться, вне зависимости от целей, с которыми такая регистрация проводится;

3.2.

9 Размещать материалы, являющиеся коммерческими объявлениями.

4. Гарантии работоспособности

4.1 Доступ к Крупеничке предоставляются по принципу «как есть» без гарантий любого рода, как прямых, так и косвенных. В частности, Администрация Крупенички не гарантирует работоспособность как сайта и его отдельных разделов, так и работоспособность и достоверность ссылок, размещенных на нем его Пользователями.

5. Права администрации Крупенички

5.1 Администрация Крупенички вправе отказать в доступе к Ресурсу любому Пользователю, или группе Пользователей без объяснения причин своих действий и предварительного уведомления.

5.2 Администрация Крупенички вправе изменять либо удалять информацию, размещенную Пользователями на Крупеничке, без предварительного уведомления и объяснения причин своих действий.

6. Ответственность сторон

6.1 Пользователь соглашается с тем, что все возможные споры по поводу ПС будут разрешаться по нормам российского права.

6.2 Пользователь соглашается с тем, что нормы и законы о защите прав потребителей не могут быть применимы к использованию им Крупенички, поскольку он не оказывает возмездных услуг.

6.3 Крупеничка не устанавливает с пользователями агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, а также каких-то иных отношений, прямо не описанных в ПС.

6.4 Бездействие со стороны Крупенички в случае нарушения Пользователем, либо группой Пользователей положений ПС не означает того, что Крупеничка содействует Пользователю, либо группе Пользователей в таковых действиях.

6.5 Бездействие со стороны Крупенички в случае нарушения Пользователем либо группой Пользователей положений ПС не лишает Крупеничку права предпринять соответствующие действия в защиту своих интересов позднее.

Источник: http://www.krupenichka.ru/27/893.html

Национальный костюм марийцев . Особенности фасонов, украшений, обуви, головных уборов. Одежда для свадьбы, зимы, лета

Марийский национальный костюм

571
Время чтения: 2 мин.

В Волго-Вятском регионе находится автономная республика Марий Эл, заселённая луговыми, горными и восточными группами марийцев.

Их менталитет, толерантность к другим народам, мягкий характер основаны на принятии всего сущего в этом мире.

Это позволило им до сегодняшнего дня сохранять свою веру и культуру как основу аутентичности и национального колорита. Костюм — составная часть культуры этого народа.

Виды марийских традиционных костюмов

Одежда у марийцев создавалась для нескольких случаев:

  • будней;
  • праздника;
  • свадьбы.

Какие детали марийского костюма существуют?

Мужская одежда марийцев летом включала следующие элементы:

  • рубаху – тувыр – прямого покроя с рукавами, пришитыми без проймы, встык, и центральным или боковым разрезом от ворота;
  • штаны – йолаш – из домотканого холста с разной длиной шага – узкой у жителей лугов и гор или широкой у восточных марийцев;
  • пояс с подвесками – ÿштö — выполнявший несколько функций кряду. Он служил основой для крепления ножен, табачных мешочков, огнива, денежного кошелька, оберегов. Мог быть сделан из кожи, конопли, шёлка, шерсти;
  • летний кафтан – шовыр – холщовый, прямого туникообразного кроя;
  • шляпу, картуз — упш, теркупш – валяные из шерсти.

Зимой к этому комплекту добавлялась другая одежда:

  • Тёплый кафтан – из домашнего сукна;
  • Шуба, тулуп – кÿрык, ужга — овчинные, прямого покроя или с отрезом по талии;
  • Шапка – из овечьей шерсти.

Фасоны, материалы, цвета, орнаменты для пошива

Национальный костюм народности мари белого цвета с красными вышитыми растительными или геометрическими орнаментами. Вышивка дополнялась бордовым, чёрным, синим, зелёным, коричневым цветом. Одежда шилась из холста (вынера), исходным материалом для которого служила конопля или лён. Чтобы соткать его вручную и отбелить, у женщин уходило полгода.

Работа была очень трудоёмкой. С течением времени марийки стали заимствовать белоснежные хлопчатобумажные ткани из русской культуры.

Зимняя одежда

Зимняя одежда марийцев была из овчины: шубу шили из шкуры, а настриженную шерсть баранов пряли и ткали из неё тёплое сукно (штраш) и полусукно для кафтанов.

 Фасоны одежды были довольно простыми: рубашка выкраивалась как туника с небольшим воротниковым и боковыми разрезами. Рукав вшивался без проймы, просто встык соединялся с основной тканью.

Не отличались сложностью фасоны кафтанов, они были прямоспинными либо с отрезной талией.

Чуть сложнее в покрое были женские шубы. У них присутствовали шов на плече и многосборчатость. В такой одежде было удобно работать и отдыхать в праздник, потому что она не стесняла движений.

Важно! По древним верованиям народа, вышивкой нужно было защищать от дурного глаза и болезней все края и отверстия: ворот, рукав, разрез, подол. Марийцы действительно расшивали очень плотно все детали костюма. Особенно много орнаментов в одежде женщин.

Мужской, женский, свадебный костюм

Мужчины надевали рубаху, штаны, подпоясывались, покрывали голову шляпой или фуражкой. Если было прохладно, костюм дополнялся кафтаном, зимой – тёплым кафтаном или шубой.

Костюмы для женщин

Костюм женщин тоже включал рубаху, штаны, кафтан с закрытым воротом, пояс с подвесками. Дополнялась одежда передником без грудки в традиционном варианте, а позже — с грудкой. Такой элемент одежды был украшен тесьмой, кружевом, вышивкой из бисера и ниток. Цветовое решение орнамента – красный, коричневый, бордовый, пурпурный, малиновый, брусничный, чёрный.

Нарядные образы

Праздничные костюмы были отличимы от будничных более сложными орнаментами из вышивки, наличием большего количества монет на поясе, рубашке, головном уборе. Ткани для одежды были лучшими.

Например, кафтан для будней шили чёрным, а для праздников – белым, выполняя отделку чёрным домотканым холстом.

Шляпы валяли из чёрной шерсти для будней, а белая шерсть предназначалась для обрядов и праздников.

Костюмы для свадьбы

Свадебный костюм невесты был очень красив, богато декорировался всевозможной вышивкой. Он не обходился без объёмного нагрудного украшения из монет и металлического декорирования.

Это украшение создавалось к обряду и потом передавалось в семье как реликвия. Вес его иногда достигал 35 кг.

Обязательное свадебное покрывало (вÿргенчык), сшитое из трёх полос белого холста и расшитое традиционными орнаментами, служило головным убором невесты.

Важно! Одежда со свадьбы молодожёнами потом никогда не надевалась. Сохраняли её для похорон как погребальный наряд.

Аксессуары и обувь к «марийской» одежде

Особая деталь национального наряда – женский головной убор, который нёс основную информацию о своей хозяйке: социальный статус, возраст, принадлежность к луговым, горным или восточным марийцам. Девичий убор – повязка-венец – мог быть из кожи либо шерсти. Его особенно тщательно украшали монетами, бисером, покрывая ими весь убор и дополняя его подвесками из тех же материалов.

Женский головной убор был достаточно сложным и имел следующие виды:

  1. Каркасный, остроконечный – шымакш, шурка;
  2. Лопатообразный — сорока;
  3. Мягкий полотенечный – шарпан;
  4. Платок.

Шурка, шымакш и сорока – каркасные головные уборы, основой для которых служила береста. Эти уборы и шарпан тоже были богато расшиты и украшены. В ход шла не только вышивка с тесьмой. На каркасных уборах могло быть очень много монет. Шарпан вышивался. Зимой женщины надевали высокие шапки из лисьего или бобрового меха.

Мужчины носили валяные шляпы, картузы, фуражки, зимой — шапки из шерсти или овчины.

На ноги обувались семирядные лыковые лапти. В праздники лапти заменяли ботинками или сапогами из мягкой кожи, в холода утеплялись валенками.

Современный марийский костюм

Марийцы очень трепетно относятся к своим традициям. По сей день здесь живут верования в языческих богов. И пусть эту веру исповедуют лишь некоторые, в символических культовых обрядах участвует большая часть населения республики.

 Для национальных праздников, проведения традиционной марийской свадьбы шьют и надевают народные костюмы, которые претерпели некоторые изменения, ассимилировались к современным условиям, но сохранили основные свои черты.

Источник: https://tkaner.com/odezhda/kostyum/natsionalnyj-kostyum-marijtsev-foto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.