Карельский национальный костюм

Содержание

Национальный костюм карелов (53 фото): женские и мужские карельские костюмы, история

Карельский национальный костюм

Республика Карелия – край удивительной природы, красивых живописных мест. Именно на таком колоритном уголке земли живут люди многих национальностей: русские, карелы вепсы и другие.

Немного истории

Издавна повелось, что каждая хорошая хозяйка должна была обладать определенными навыками рукоделия: шитье, ткачество, вышивка, вязание. Девушки и женщины создавали роскошные сарафаны и платья, украшенные бесподобной вышивкой тамбурным швом. Отделка изделий обязательно имела кружево, атласные ленты и тесьму с ярким рисунком.

Народный национальный карельский костюм отражал жизнь и быт обычных жителей, привыкших много трудиться и заниматься любимым делом.

Свободный крой был основой всей одежды. Сарафаны, платья шились из следующих материалов: лен, пестрядь, шерсть, посконь. Ткань часто местные жители делали сами. Карелы высеивали лен, коноплю, держали овец.

Во многих домах присутствовали домашние ткацкие станки и прялки. Умелые мастерицы проводили много времени за таким ремеслом, как ткачество и прядение различных нитей.

Одежда изготавливалась из ситца, кумача, которые покупались на ярмарках и у ремесленников.

Национальный карельский костюм являлся повседневной и праздничной одеждой. Что входит в подобный костюм? Следующая глава подробно раскроет детали и особенности костюма. Сегодня национальный костюм используют исключительно для проведения праздничных мероприятий, связанных с историей, традициями республики Карелия.

Особенности

Узнать карельский костюм можно некоторым выразительным деталям костюма. Рукодельницы всегда украшали платье или сарафан потрясающей вышивкой. Это были вышитые мотивы крестиком или тамбурным швом.

На вышивке присутствовали животные и растения, орнамент, напоминающий снежинки и другие геометрические фигуры. Как, правило, рукодельницы использовали красную нить для выполнения красивых мотивов. Красная нить символизировала праздничное украшение для всех нарядов. Повседневные платья украшались вышивкой белой или бежевой нитью.

Сегодня такое украшение используется при изготовлении столового белья, домашнего текстиля и сувенирной продукции, сценических костюмов.

Яркий цвет сарафана, платья еще одна отличительная особенность национального костюма Карелии.

Рассматривая фасон платья, стилисты отмечают и особенную отделку рукавов. Многие варианты карельского платья имеют рукава, собранные на резинку и украшенные пышным воланом.

Цвета и оттенки

Цвет являлся в национальном костюме определяющим фактором. Большинство карельских праздников проходит с вождением хороводов, пением песен. Зимой юноши и девушки катались на санях, на масленицу прыгали через костер. Поэтому платье должно было быть ярким, заметным нарядом.

Помимо красной вышивки на изделии, многие хозяйки предпочитали шить красные, синие платья, но обязательно в сочетании с белым фоном. Удивительно нежно, красиво и роскошно смотрелось такое платье.

Ткани и крой

Соприкасаясь с вехами карельской истории и культуры, можно проследить, что одежда женщин и мужчин всегда была свободной, не стесняющей движений.

Платья, сарафаны, мужские рубахи шились прямого фасона. Множество оборок, воланов дополняли и украшали одежду.

Целомудренность карельских народов подтверждалась и длиной женской одежды — она шилась длинной, в пол.

Разновидности

Национальный костюм – одежда, которую носили от мала до велика. Что включала в себя мужская, женская и детская одежда? Следующий обзор ознакомит с национальной, карельской одеждой.

Мужчины, как истинные джентльмены были галантны и привлекательны. Мужской костюм состоял из белой рубахи с вышивкой, цветных штанов, портов, черной жилетки и шляпы.

Шляпу мог заменить и другой головной убор (фуражка). Высокие черные сапоги роскошно дополняли мужской костюм. Рубаху юноши и мужчины подвязывали поясом. Рубаха шилась 2-х видов: длина первой доходила до колен (выполнялась она из домотканого полотна) и короткая (из красного коленкора, с узким воротником — стойкой). Шейный платок был обязательным предметом карельского костюма для мужчин.

У женщин костюм был более разнообразным. Рукодельницы составляли свой наряд из сарафана и свободной кофты, либо юбки и холщовой рубашки. Легкий клеш присутствует на каждом сарафане.

Очень часто хозяйка украшала подобный наряд красивым фартуком. Фартук декорировался воланом, традиционной вышивкой и даже бахромой.

Прическу женщины украшали старинными головными уборами. Девушки повязывали свою голову повязкой или платком. Повязка часто выполнялась из бересты и имела красивое переплетение. Замужние женщины в качестве головного убора выбирали повойники или кокошники. Роспись жемчугом таких уборов подчеркивала благосостояние местных жителей.

Источник: https://e-hot.ru/moda/nacionalnyj-kostyum-karelov-53-foto-zhenskie-i-muzhskie-karelskie-kostyumy-istoriya

Национальный костюм карелов: описание, фото

Карельский национальный костюм
Новости и общество 24 ноября 2015

Национальный костюм карелов – вопрос, до сих пор изучаемый историками, которые ориентируются на данные археологических раскопок и другие источники информации.

Какой в древности была одежда народа, численность которого в настоящий момент составляет около 60 тысяч человек (если верить данным последней переписи), доподлинно неизвестно.

Однако ученым удалось установить, как одевались его представители в 18 веке и позднее.

Национальный костюм карелов: материалы

Одежда – особенно предназначенная для повседневной носки – не должна была стеснять движений, от нее требовались удобство и простота. Национальный костюм карелов часто создавался с помощью самых доступных материалов. Большинство людей самостоятельно изготавливали «основу». Для этого заводились овцы, поля засеивались коноплей и льном.

Национальный костюм карелов часто шился с применением конопляной нити, в особенности это касалось одежды для рабочих. Верхняя одежда изготавливалась из полушерстяных тканей, обладающих льняной основой. Не отказывались представители этого народа и от фабричных материалов, посещая ярмарки и торговые лавки для приобретения кумача, ситца.

Выбор материала, из которого изготавливался национальный костюм карелов, зависел и от материального положения человека. Богачи нередко предпочитали дорогие ткани, используя для пошива традиционной одежды шелка, парчу. Обувь производилась из шкур, к ним же прибегали при создании шапок, перчаток.

Как одевались мужчины

Если сравнивать одежду представителей противоположных полов, мужской наряд проигрывал женскому в плане оригинальности. Рубаха-косоворотка, напоминающая тунику, порты, традиционный пояс – такой носили карелы национальный костюм. Фото показывают, что они редко забывали дополнить его головным убором.

Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка, изготовленная изо льна, наделенная стоячим узким воротником. Или длинный вариант, который надевался навыпуск, доставал до колен, изготавливался из домотканого холста. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками.

Пояса, которые являлись неизменной частью карельского костюма, в большинстве случаев производились из кожи, также могли быть вязаными. Подпоясывались мужчины традиционно в два оборота. Наряды детей ограничивались рубашками, первые штаны подростку полагались лишь после первого участка, лично им вспаханного.

Что носили женщины

Как выглядит национальный костюм карелов, предназначенный для прекрасного пола? Дамы дополняли традиционную рубаху либо юбкой, либо сарафаном. Если надевался сарафан, пояс прятался под него.

Отказываться от этого элемента гардероба считалось дурным знаком – пояса для женщин служили своеобразными оберегами, спасающими от демонов.

Сарафан принято было сочетать с передником, отличавшимся от него по цвету.

Немного иначе выглядел комплект, предназначенный для праздника. В этом случае передник имел завязки, расположенные на спине, и дополнялся яркой лентой. По ней можно было понять, замужем девушка или еще пребывает в поиске суженого. В первом случае этот кусок материала завязывался спереди, во втором – на боку.

При подготовке праздничного облачения повышенное внимание уделялось платку. Аксессуар создавался из дорогих материалов, украшался вышивкой, бахрома отсутствовала. Вещь набрасывалась на плечи, концы соединялись на груди.

Особенности верхней одежды

Какой национальный костюм у карелов предназначался «для улицы»? В большинстве случаев такая одежда производилась из домотканого сукна, холста, использовался мех. Кафтан был практически одинаковым у представителей обоих полов. Спинка могла быть прямой или отрезной, часто обладала сборками по талии, на спине. Рукава в основном делались длинными.

Шубы карелами использовались чаще всего в длительных путешествиях. Модели разнообразием не отличались: тулупы или одежда “в талию”. Для их создания бедные люди использовали овчину, богатые предпочитали мех зайцев, лис. Пуговиц могло быть две-три.

В холодное время года также применялись шерстяные шарфы, платки. Рукавицы делали из меха, кожи, популярностью пользовались и варежки, вязаные из овечьей шерсти.

Как выглядела обувь

Обувь – элемент, без упоминания которого нельзя полностью охарактеризовать национальный костюм карелов. Описание этой детали гардероба стоит начать с классических сапог, которые изготавливались из сыромятной кожи. Для такой обуви было характерно отсутствие каблука и удобная мягкая подошва. Северные карелы отдавали предпочтение меховым моделям, носы делались загнутыми кверху.

Типичная рабочая обувь – сапоги, именуемые бахилами. Они отличались широкими голенищами, производились в основном из кожи. Также популярностью пользовались берестяные лапти, особенно если предстояла «грязная» работа. Изготавливались они без застежек, с виду напоминали галоши. Постепенно «домашние» изделия вытеснялись фабричными моделями.

Головные уборы, украшения

Головные уборы – это то, без чего не представляли себе карелы национальный костюм. Фото классических вариантов отличаются разнообразием. Среди древнейших головных уборов можно упомянуть накомарник, который в основном надевался перед работой в лесу. Изделие имело вид капюшона, шилось из белого холста.

В холодные месяцы мужчины отдавали предпочтение шапкам, изготовленным из заячьего либо овечьего меха. Внешне они выглядели практически как современные ушанки. Незамужние барышни носили платки, повязки, а дамы, состоящие в браке, украшали головы повойниками, сверху дополненными платками. Декору головных уборов уделялось повышенное внимание: применялись жемчужные поднизи, вышивка.

Вышивка – один из излюбленных методов украшения одежды, которым активно пользовались карелы испокон веков. Мотивы узоров отличались величавостью, торжественностью.

Мастерицы любили образы фантастических животных, птиц. Вышивка применялась при производстве рубашек, сарафанов, головных уборов.

Также женщины не ограничивали себя в традиционных украшениях, выбирая изделия из жемчуга, золота, серебра.

Таковы основные черты, которыми обладали карельские национальные костюмы.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/168075/

Мастерская народного костюма Ансамбля

Карельский национальный костюм

Мастерская начала работу в 2002 году. Сегодня здесь создаются костюмы для профессиональных артистов и Молодёжной студии Ансамбля «Кантеле».

В процессе создания костюмов для концертных программ коллектив ансамбль «Кантеле» сотрудничает с известными карельскими художниками, сценографами, дизайнерами.

Все костюмы создаются на основе глубокого изучения исторически обоснованного этнографического материала.

Сегодня костюмы являются самой дорогой статьей расходов любого концертного коллектива. Наличие Мастерской народного костюма позволяет Ансамблю «Кантеле» значительно эффективнее реализовывать свои творческие проекты, создавая новые костюмы практически к каждой премьере. За эти годы в Мастерской ансамбля были сшиты более 2000 костюмов.

В мастерской работают профессионалы, имеющих опыт моделирования, конструирования, изготовления сценических и народных костюмов по эскизам; швеи в совершенстве владеют технологией пошива и современным оборудованием, которым укомплектована мастерская (швейные и вышивальная машины, петельный полуавтомат, оверлок, гладильная система и парогенератор).

Мастерская принимает заказы на пошив концертных и сценических костюмов, изготовление головных уборов для профессиональных и любительских творческих коллективов, образовательных учреждений, детских ансамблей, фольклорных театров, а также работает с индивидуальными заказами. Сегодня в Мастерской народного костюма Дома Кантеле хранятся около полутора тысяч костюмов, некоторые из них можно взять напрокат. Мастерская занимается реставрацией и созданием элементов одежды в народном стиле.

В фойе третьего этажа Дома Кантеле ежеквартально обновляется экспозиция сценических костюмов Ансамбля «Кантеле».

Прейскурант цен на дополнительные услуги (прокат)

 (Утвержден Приказом № 35 от 06.02.2018 г.)

Действуют скидки при прокате костюма более пяти суток и при прокате более пяти костюмов
НаименованиеЗа сутки
1Сарафан с блузой – Русский народный1000руб.
2Сарафан с блузой – Карельский1000руб.
3Блуза – Финская400руб.
4Блуза – Карельская400руб.
5Блуза – Русская народная400руб.
6Сарафан – Карельский600руб.
7Сарафан – Русский народный600руб.
8Жилетка жен. – Финская500руб.
9Жилетка жен. – Русская народная500руб.
10Жилетка муж. – Финская500руб.
11Жилетка муж.- Русская народная500руб.
12Рубаха с поясом муж.- Карельская700руб.
13Рубаха с поясом муж.- Русская народная700руб.
14Юбка –  Финская400руб.
15Брюки – Русские народные400руб.
16Фартук – Финский200руб.
17Фартук- Русский народный200руб.
18Головной убор жен.- Карельский350руб.
19Головной убор муж. – Карельский350руб.
20Пояс муж.- Русский народный250руб.
21Пояс жен.- Русский народный250руб.
22Украшение муж.- Карельское250руб.
23Украшение жен.- Карельское250руб.

Прейскурант цен на дополнительные услуги по изготовлению народных костюмов по заказу от коллективов и физических лиц

(Утвержден Приказом № 35 от 06.02.2018 г.)

НаименованиеЦена
1.Сарафан – Русский народныйот 3000 руб.
2.Сарафан – Карельскийот 3000 руб.
3.Сарафан – Вепсскийот 3000 руб.
4.Сарафан дет. – Русский народныйот 2300 руб.
5.Сарафан дет.- Карельскийот 2300 руб.
6.Сарафан дет.- Вепсскийот 2300 руб.
7.Платье –  Карельскоеот 3500 руб.
8.Платье – Русское народноеот 3500 руб.
9.Платье – Вепсскоеот 3500 руб.
10.Рубаха жен.длин. – Карельскаяот 1500 руб.
11.Рубаха жен.длин. – Русская народнаяот 1500 руб.
12.Рубаха жен.длин. – Вепсскаяот 1500 руб.
13.Рубаха дет.длин. – Карельскаяот 1000 руб.
14.Рубаха дет.длин. – Русская народнаяот 1000 руб.
15.Рубаха дет.длин. – Вепсскаяот 1000 руб.
16.Блуза – Карельскаяот 1100 руб.
17.Блуза – Русская народнаяот 1100 руб.
18.Блуза – Финскаяот 1100 руб.
19.Блуза дет. – Карельскаяот 500 руб.
20.Блуза дет. – Русская народнаяот 500 руб.
21.Блуза дет. – Финскаяот 500 руб.
22.Плахта жен.от 1500 руб.
23.Душегрея – Русская народнаяот 2000 руб.
24.Юбка – Вепсскаяот 2300 руб.
25.Юбка – Финскаяот 2300 руб.
26.Юбка – Русская народнаяот 2300 руб.
27.Юбка нижняя (подьюбник)от 400 руб.
28.Юбка дет.– Вепсскаяот 1500 руб.
29.Юбка дет.– Финскаяот 1500 руб.
30.Юбка дет.– Русская народнаяот 1500 руб.
31.Юбка нижняя дет. (подьюбник)от 200 руб.
32.Поневаот 2000 руб.
33.Жилетка жен. на подк. – Русская народнаяот 2300 руб.
34.Жилетка жен. на подк. – Финскаяот 2300 руб.
35.Жилетка жен. без подк. – Русская народнаяот 1800 руб.
36.Жилетка жен. без подк. – Финскаяот 1800 руб.
35.Жилетка дет. на подк. – Русская народнаяот 1300 руб.
37.Жилетка дет. на подк. – Финскаяот 1300 руб.
38.Жилетка дет. без подк. – Русская народнаяот 800 руб.
39.Жилетка дет. без подк. – Финскаяот 800 руб.
40.Жилетка муж. на подк. – Русская народнаяот 2300 руб.
41.Жилетка муж. на подк. – Финскаяот 2300 руб.
42.Жилетка муж. без подк. – Русская народнаяот 1800 руб.
43.Жилетка муж. без подк. – Финскаяот 1800 руб.
44.Рубаха муж. –  Русская народнаяот 2300 руб.
45.Рубаха муж. –  Карельскаяот 2300 руб.
46.Рубаха муж. –  Финскаяот 2300 руб.
47.Рубаха муж. –  Вепсскаяот 2300 руб.
48.Рубаха дет. –  Русская народнаяот 1300 руб.
49.Рубаха дет. –  Карельскаяот 1300 руб.
50.Рубаха дет. –  Финскаяот 1300 руб.
51.Рубаха дет. –  Вепсскаяот 1300 руб.
52.Брюки муж. – Русские народныеот 1500 руб.
53.Брюки дет. – Русские народныеот 800 руб.
54.Фартук – Карельскийот 500 руб.
55.Фартук – Русский народныйот 500 руб.
56.Фартук – Финскийот 500 руб.
57.Фартук – Вепсскийот 500 руб.
58.Фартук дет. – Карельскийот 300 руб.
59.Фартук дет. – Русский народныйот 300 руб.
60.Фартук дет. – Финскийот 300 руб.
61.Фартук дет. – Вепсскийот 300 руб.
62.Поясот 200 руб.
63.Пояс лоскутныйот 400 руб.
64.Палантин жен.от 1000 руб.
65.Головной убор жен. – Вепсскийот 1500 руб.
66.Головной убор жен. – Карельскийот 1500 руб.
67.Головной убор жен. – Русский народныйот 1500 руб.
68.Головной убор жен. – Финскийот 1500 руб.
69.Головной убор платокот 800 руб.
70.Головной убор муж. «Картуз»от 1200 руб.
Усложняющие элементы
1.Волан на сарафанот 60 руб. за 1м.
2.Волан на юбкуот 60 руб. за 1м.
3.Волан на платьеот 60 руб. за 1м.
4.Отстрочка по складкам на юбкеот 50 руб. за 1м.
5.Отстрочка по складкам на сарафанеот 50 руб. за 1м.
6.Отстрочка по складкам на платьеот 50 руб. за 1м.
7.Утяжеление низа на платьеот 300 руб.
8.Утяжеление низа на юбкеот 300 руб.
9.Утяжеление низа на сарафанеот 300 руб.
10.Окантовка лямок на сарафанеот 60 руб. за 1м.
11.Окантовка воланов на платьеот 60 руб. за 1м.
12.Окантовка воланов на сарафанеот 60 руб. за 1м.
13.Окантовка воланов на юбкеот 60 руб. за 1м.
14.Карманы в шве300 руб.
15.Крой по косой, подгонка рисунка, полоска, клетка+ 20% от стоимости пошива изд.
16.Изготовление изделия из сложных тканей (шифон, шелк, бархат, крепдешин, вельвет, сукно)+15% от стоимости пошива изд.
17.Изготовление изделия из белых тканей+5% от стоимости пошива изд.
18.изготовление изделия больших размеров от 54р.+15% от стоимости пошива изд.

Прейскурантные цены указаны без стоимости прикладных материалов и фурнитуры. На неуказанные в прейскуранте виды изделий по пошиву одежды цена договорная. Работаем по вашим эскизам или можем предоставить услуги художника по костюмам

По желанию заказчика, при выполнении заказа в сокращенные сроки, к ценам прейскуранта применяется надбавка 40%. Срочным считается заказ, выполнение которого меньше 15 дней.

С заказами обращаться по телефону:  8 (814-2) 76-02-11

Костюмер – Екатерина МУРАШОВА

Источник: https://www.kantele.ru/dom-kantele/masterskaya-narodnogo-kostyuma-ansamblya-kantele/

Национальный костюм карелов : мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Карельский национальный костюм
241
Время чтения: 2 мин.

Много может рассказать национальный народный костюм. По его узорам, фасону, цветам внимательный человек с пытливым умом легко прочитает историю народности, сможет описать быт и нравы, сделает вывод об основных занятиях предков. Свободный, трудолюбивый, мирный народ – вот что говорит о своих обладателях карельский национальный костюм.

Карелы: особенности национального костюма

Традиционными занятиями карелов было земледелие, скотоводство. Они были основой всего: традиций питания, распорядка дня и сезонных полевых работ, диктовали тогдашним модницам, что и как им носить.

Карельские женщины – мастерицы на все руки. Ткани для своих костюмов изготавливали сами. Ткацкий станок и прялка — первые приметы домашнего уюта и тепла. И ткали-пряли, шили-вязали на всю семью от мала до велика.

Удивительно, но за повседневной, чаще всего тяжёлой физической работой, молодые и умудрённые опытом карелки находили время для творческого рукоделия. Украшали свои изделия искусной вышивкой яркими нитками. Шили в основным тамбурным швом и крестиком.

Передавали своё мастерство дочкам, с особой любовью и терпением внучкам, а если повезёт, то и правнучкам.

Традиции эти вместе с нарядными уборами сами получали по наследству, потому бережно хранили, свято почитали и доставали по большим праздникам.

ВАЖНО! Все узоры на карельском национальном костюме выполняют функцию оберегов. Изображения зверей и птиц, цветов и листьев, геометрические орнаменты символизируют силы земли, воды, воздуха и света, чудесные способности представителей фауны и флоры.

В этих узорах, их месте на горловине, рукавах, запястьях, талии и подоле кроются символы здоровья, плодородия, богатства, любви, защиты от злых сил.

Ткани, цвета, крой

В обиходе у карелок всегда были домотканые льняные холсты и ткани из овечьей шерсти. На ярмарках покупались отрезы – яркие материалы из ситца.

Основные цвета карельского костюма яркие и жизнеутверждающие. Красные, синие, зелёные, они отражали восприятие окружающей природы – зелёной травы, синего неба, красных цветов.

Наряды с красной отделкой считались праздничной одеждой. Красный цвет у славянских народностей символизирует радость, веселье, успех. Повседневная одежда выглядела скромнее, но всё равно на ней присутствовали вышитые рисунки, как правило, белого и бежевого оттенка.

Женский национальный карельский костюм

Женский национальный костюм был свободного покроя, расширялся книзу, но в талии он обязательно подпоясывался вышитым поясом. В будние дни функцию пояса с успехом выполнял достаточно длинный передник (фартук).

Одежда

Одежда карельских женщин – сарафан и нижняя рубашка. Последняя сияла белизной и символизировала чистоту, а длина женских юбок струилась аккурат до пола, показывая целомудренность и скромность их обладательниц. Могли карелки носить блузку и расклешенную юбку в тех же традиционных цветах.

Так выглядит женский национальный карельский костюм :

Рукава были пышными, такой эффект достигался за счёт сборки по низу рукава или волана. На белом фоне рубашек выигрышно смотрелись одежды ярко-красного, зелёного, синего цвета.

Любили также в Карелии украшать края рукавов, передников и подолов бахромой, присутствовала бахрома и на платках.

СПРАВКА! Карельская женская рубашка имела разрез сзади. Этим она кардинально отличается от всех других национальных костюмов народностей России. О крутом нраве карельских женщин говорит то, что в качестве одного из украшений они носили на шее на цепочке охотничий нож с удобной, красиво украшенной рукояткой. Очевидно, когда-то он был защитой от диких зверей в лесу.

Головной убор

Головной убор – обязательный элемент для женщин всех народностей, населявших Россию.Показаться в обществе с непокрытой головой – «опростоволоситься» — сулило самые неприятные последствия.

Женщины Карелии носили повойники, платки, по праздникам – кокошники. Особой роскошью считались головные уборы, расшитые жемчугом. Их могли позволить себе лишь зажиточные красавицы.

Незамужние девушки украшали голову ободками, сплетёнными из бересты.

СПРАВКА! Один из главных аксессуаров карельского национального костюма – платок. Для женщин – головной платок и яркий с растительным принтом, платок, накинутый на плечи. Шейный платок служил украшением для мужчин.

Обувь

Карелия зимой – заснеженная лесная сказка с трескучими морозами. Без тёплой добротной обуви здесь не обойтись. Помимо традиционно русских лаптей и валенок карелы носили утеплённые кожаные сапоги на меху, отличительная черта которых длинный загнутый кверху носок.

Мужской национальный костюм

Представители сильного пола следили за своей одеждой ничуть не меньше своих спутниц. Ярким пятном выделялись штаны синего или зелёного цвета. На отделанную вышивкой по горловине и рукавам рубаху надевали чёрную щегольскую жилетку. Довершали наряд и делали его законченным шляпа или фуражка, кушак, которым подпоясывали рубаху.

Узнать мужчину карела среди других очень легко – по шейному платку, который они носят в будни и праздники.

В карельском мужском национальном костюме можно встретить как белую рубаху длиной до колена, так и короткую до середины бедра кумачовую. Нетрудно догадаться, что надевали по торжественным случаям.

Могли себе позволить карельские франты высокие кожаные сапоги с узкими голенищами.

Национальные одежды сегодня – неотъемлемый атрибут народных праздников и гуляний. Истории и традиции своего народа с уважением хранят современные карелы в родной республике и традиционных карельских поселениях за её пределами.

Источник: https://tkaner.com/odezhda/kostyum/karely-natsionalnyj-kostyum-foto/

Сарафан / Ferezi –

Карельский национальный костюм

ИА «Республика» / Николай Смирнов

В самом конце позапрошлого века, в 1899 году, этнограф Михаил Круковский собрался в Олонецкую губернию — посмотреть, как живут русские и карелы. Посетил четыре уезда: Петрозаводский, Олонецкий, Повенецкий и Пудожский. В окрестностях Олонца и Кондопоги встретил карел. И описал для нас тогдашние моды.

Народный костюм / Rahvahalline soba

Карел-крестьянин в те годы одевался просто: домотканые штаны заправлены в высокие (до колен) кожаные сапоги, на теле — рубаха и жилет. Подол рубашки из-под жилета выпускался на пару десятков сантиметров. На голове картуз, а если совсем уже старик — валяная шляпа в форме усеченного конуса.

А еще элегантный карел любил носить шарф или шейный платок. Шейные платки вышивались замысловато, с использованием сложных орнаментов.

Похолодало? Крестьянин надевал на широкие плечи кафтан, доходивший до колена. Иногда — суконный пиджак с отложным воротником и прорезным карманом с левой стороны.

Вообще, этнограф Круковский с присущей ему наблюдательностью заметил, что карелы обычно запахивали правую полу верхней одежды на левую. Православные карелы считали, что застежку на правую сторону мог поместить только представитель недремлющей нечисти.

Почти всю одежду карелы шили из небольшого набора тканей — льна, пестряди, поскони и шерсти. Сами сеяли лён и коноплю, разводили овец. Северные карелы лён и коноплю закупали у южных братьев (не росло). Праздничный костюм шился из покупной материи — парчи, штофа, гаруса, нанки, тафты и муара.

Ткани красили с помощью местных натуральных красителей (сок красных ягод, настой ивовой коры, ольхи, луковой шелухи). Иногда закупали индиго и анилиновые краски.

Фабричные ткани (ситец и кумач) покупали на ярмарках в Тихвине и Шуньге, у коробейников. Из дорогих материалов (парчи и шелка) богатые карелы шили сарафаны, повойники и сороки (головные уборы).

Главной женской одеждой были прямой на лямках сарафан и рубаха с пышным рукавом до локтя.

Saraffana / ferezi / košto

Русская (заонежская) и карельская версии женского костюма различались. У карелок рубаха имела более глубокий вырез ворота, а сарафан — более широкую и низкую грудную часть.

Кроме сарафана и рубахи карелки могли надевать передник и головной убор. Молодые девушки носили платки, завязанные узлом под подбородком, или ходили с непокрытой головой. Замужние убирали волосы под небольшую шапочку на мягкой ткани — повойник.

Эскиз художника-дизайнера Ирины Порошиной

Михаил Круковский сделал учёное наблюдение: молодые девушки-карелки чаще одевались в одежду светлых тонов, пожилые предпочитали темные цвета.

Девочки двух-четырех лет носили рубашки до колена, пяти-шестилетние надевали также юбку или сарафан. Как взрослые девочки одевались лет с двенадцати.

В Россию сарафан пришел еще в XVI веке. В Карелии стал популярен во второй половине XIX-го. Носили его и русские, и карельские, и вепсские девушки. Причем финно-угорские народы восприняли сарафан как главный элемент повседневной одежды именно от русских, в пользу чего говорит и карельское название сарафана — saraffana. Само это слово, кстати, в русский язык пришло из персидского.

Повседневные сарафаны в Карелии шили из беленого холста, крашенины или набойных тканей, праздничные — из плотных нарядных тканей.

Вокнаволок / Vuokkiniemi

Карельский быт и костюм изучали не только русские этнографы. Когда Элиас Лённрот издал «Калевалу», финские художники, фотографы и писатели бросили все дела и отправились в русскую Карелию. За вдохновением. Романтическое течение конца XIX века в Финляндии назвали карелианизмом.

Основоположники карелианизма Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела по возвращении из путешествия. Источник: Деревянная архитектура Карелии

Спарре и Галлен-Каллела проехали по северно-карельским деревням в 1892 году. В поездке Спарре вел записи, зарисовывал детали быта и костюмы карелов. В деревне Кимасозеро в его дневнике появился рисунок хозяйки дома в красном сарафане.

Пару лет назад в Вокнаволоке — деревне на севере Карелии, неподалёку от финской границы — устроили этнокультурный центр.

Для экспозиции мастер Наталья Денисова сделала историческую реконструкцию по рисунку Спарре. Проще говоря, сшила точную копию этого женского костюма, используя традиционные ткани и технологии.

Экспозиция в Вокнаволоке. Игорь Георгиевский

Национальный музей / Kanzalline muzei

В коллекции Национального музея Карелии хранятся несколько десятков настоящих исторических сарафанов (есть и редкие образцы). Хотите — приходите и разглядывайте традиционный костюм в витрине. Хотите — закажите индивидуальную тематическую экскурсию.

Но есть способ лучше: в Музее для семьи (здание на Энгельса, 5) вы достанете карельский сарафан из сундука и сможете примерить. Одежда сшита по старинным канонам той самой Натальей Денисовой — она работает с Нацмузеем постоянно.

В сундуке — чего только нет! Татьяна БердашеваПосетители Музея для семьи примеряют «старинные» наряды. Татьяна БердашеваМаленькая «карелка». Татьяна Бердашева

Посетители музея порой принимают эти костюмы за столетние образцы. Нарядить можно всю семью: порты, рубахи, жилетки, пояса. И, конечно же, сарафаны.

Кижи / Kizhi

Наталья Михайлова в карельском сарафане ходит на работу — руководить фольклорно-этнографическим ансамблем музея «Кижи». Как-то раз пришла в обычной одежде, так охранник её и пускать не хотел: не узнал.

Наталья Михайлова с мужем Евгением. Фото из архива музея «Кижи»

В летний туристический сезон (с начала мая по конец сентября) участники ансамбля в концертном облачении практически живут . Муж Натальи Евгений — гармонист, обе дочери выросли на Кижах, старшая Екатерина уже выступает вместе с родителями.

Участники фольклорно-этнографического ансамбля — только во вторую очередь артисты, певцы и музыканты. А в первую — сотрудники отдела фольклора. Ездят по карельским деревням с диктофоном и блокнотом, записывают песни и наигрыши на музыкальных инструментах. Задача — достоверная реконструкция народной культуры, в том числе и костюма.

Кижские пейзане. Павел Пелевин

Повседневный сарафан — клетчатый или однотонный, из плотной хлопчатой ткани (сверху серый передник). Северянки, кстати, очень любили «клетку». А в праздничном варианте сарафан обычно богатый, яркий (бордовый или коричневый), а передник ещё ярче — изумрудно-зелёный.

Нижняя часть рубахи-рядчины могла быть домотканой, а всё остальное шилось уже из готовых тканей, которые жительницам северных карельских деревень обычно привозили отцы и мужья из Финляндии. Никаких воланов, складок, рюшей в одежде северных карелок мы не видим: всё очень просто, надёжно и функционально.

Кижская регата. Фото из архива музея «Кижи»

Головной убор — отдельная тема для исследований. Платок в повседневной одежде вроде был простой, но завязывался строго определённым образом. По элементам костюма (в том числе и по головному убору) сотрудник отдела фольклора музея «Кижи» точно скажет: вот так носили на севере Карелии, так — на юге. Это поморки, а это заонежские барышни.

В праздники замужняя северянка надевала на голову сороку — мягкую шапочку, всегда из яркой ткани. Сорока была самым дорогим элементом костюма: создавалась из лоскутков, что остались от пошива облачения церковного настоятеля. Заведёт себе батюшка новую рясу или мантию, а остатки ткани бабам отдаст — на сороки!

Кстати, эту традицию соблюдают и участники кижского фольклорного ансамбля: отец Николай Озолин (бывший настоятель Спасо-Кижского прихода) лоскутами щедро делился. Так что головной убор Натальи Михайловой (как и всё остальное в её народном костюме) сшито по правилам.

Одеваемся по-карельски / Šuorita karjalakse

Коллекция «Калевала». ИА «Республика» / Николай СмирновАвтор коллекции Ирина Порошина. ИА «Республика» / Николай Смирнов Традиционные украшения в современном исполнении. ИА «Республика» / Николай Смирнов

Современный карельский сарафан — он какой?

Разный. В представительском министр культуры едет на форум в Суоми. В сценическом пляшет финскую польку блондинка из «Кантеле». В форменном официантка «Карельской горницы» несёт на стол настойку «Третья песня» горькую.

Ирина Порошина, художник-дизайнер национального костюма, может спроектировать и сшить любой. И шьёт уже не один десяток лет.

Ирина — член Союза художников России, член Санкт-Петербургского союза дизайнеров, член Союза русских художников в Финляндии «Триада».

— Национальный костюм сегодня не обязательно должен шиться так же, как в старину, — считает Ирина. — Мы создаем его на основе традиционного кроя и декора, используем современные ткани и фурнитуру. Важны современные цветовые сочетания и посадка на фигуре — чтобы подчеркнуть индивидуальность.

Крой традиционной рубахи и сарафана, юбки и душегреи всегда был прост и экономичен. Обусловлен цельными полотнищами ткани, ширина которых варьировалась от 35 до 50 см (в зависимости от размеров ткацкого стана).

Поэтому в основе конструкции народной одежды лежит уникальная система геометрического кроя, основанная на составлении деталей костюма из простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник). Эти же фигуры лежат в основе народных орнаментов.

Из этих фигур, несущих еще и важную смысловую нагрузку, составлены более сложные и символические фигуры кроя: крест (рубаха), трапеция (косоклинный сарафан, юбка), полукруг и круг (душегрея, коротена, верхняя одежда).

Мы попросили Ирину провести мастер-класс для «Уроков карельского» — сшить косоклинный сарафан — современный, но и традиционный.

В магазине нас слегка занесло: купили аж четыре вида вискозной фланели (однотонной и в клетку). Так что пришлось шить целый комплект с косоклинным сарафаном во главе.

Эскиз будущего сарафана. Ирина ПорошинаТрадиционная раскладка. Ирина ПорошинаПеред примеркой. ИА «Республика» / Николай СмирновПриятные мелочи. ИА «Республика» / Николай Смирнов

Шитьё сарафана — дело не быстрое. Но мы никуда и не торопились.

Зацени лук! / Kuibo olen?

Думаете, в костюме от Порошиной только на Съезд карелов можно пойти? А вот и нет. «Уроки карельского», весенняя коллекция / 2016:

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея
Елена Малишевская, сотрудник музея «Кижи»
Ирина Порошина, художник-дизайнер по костюму
Николай Смирнов, фотограф
Игорь Георгиевский, фотограф
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, режиссер монтажа
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского», национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

Источник: http://rk.karelia.ru/special-projects/uroki-karelskogo/sarafan-ferezi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.