Дагестанский национальный костюм

Содержание

Кавказская национальная одежда – многообразие стилей, красок, узоров и названий

Дагестанский национальный костюм

Население Кавказа настолько разнообразно, что даже энциклопедии, говоря о количестве народностей, проживающих в этом горном районе, дают лишь приблизительную оценку: больше сотни. Сосуществуя много веков рядом, эти народы удивительным образом смогли сохранить свой язык и многие элементы уникальной культуры.

Естественно, проживание в схожих условиях не могло не наложить свой отпечаток: живя в горах, тяжело разнообразить свое хозяйство.

Но, несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду – из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее.

Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т.д. Нередко создавая настоящие произведения искусства

Бурка – самый известный наряд кавказских народов

Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти.

Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят.

Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка.

Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно.

Любопытный факт: при встречном ветре бурку разворачивали задом наперед, чтобы ветер ее не развивал и не мешал езде.

Большинство бурок изготавливалось черного цвета из утилитарных соображений – такая одежда меньше отталкивала солнечных лучей, соответственно лучше согревала. В холодных горах это вопрос жизни и здоровья.

Черкеска

По повсеместности использования среди мужского населения бурку могла опередить лишь кавказская национальная одежда, название которой произошло от одной народности, проживающей в этом регионе. Речь идет о черкеске, которую впервые увидели русские купцы именно на черкесах. Хотя эту одежду носили очень многие народности. Далеко не полный список:

  • адыги;
  • грузины;
  • армяне;
  • азербайджанцы;
  • чеченцы;
  • ингуши.

Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделавшие ее частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.

Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:

  • нижняя рубаха;
  • нижние штаны;
  • широкие верхние штаны;
  • бешмет (куртту);
  • пояс;
  • папаха.

Естественно, у каждой народности были свои отличия в оформлении одежды. Например, хевсуры украшали плечи своей одежды крестами. Некоторые народности имели уникальные предметы одежды.

У имеретинцев, например, были папанаки – кусочек суконной ткани, покрывавшей голову. Чтобы не слетать с головы, крохотные папанаки имели шерстяные завязки, которые завязывались под подбородком.

Плюс представители разных сословий в пределах одной национальности могли иметь разную одежду.

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.

Одежда для сильных и красивых женщин

Изучая фото кавказских девушек в национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары.

Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом.

Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.

В холодное время женщины носили теплое платье, например у грузинок была чоха – аналог черкески. Но подобным могли похвастаться далеко не все. У некоторых народностей теплые платья носили только пожилые женщины, молодым подобное «излишество» не полагалось.

Яркие кавказские девушки в национальной одежде нередко привлекали к себе внимание своим головным убором. У некоторых народностей, например кабардинцев, по головному убору можно было определить социальный статус хозяйки.

Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.

В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.

Ну и, конечно же, украшения.

Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком.

До сих пор в сундуках с приданым, у многих женщин Дагестана хранятся настоящие национальные костюмы из дорогих тканей со сложными вышивками, с монистами и поясами из серебряных царских монет.

Вам повезло, если в вашей семье сохранились такие вещи, но если даже нет, не стесняйтесь приобретать национальную одежду и украшения у современных кавказских мастеров. Они создаются по тем же технологиям, что и сто-двести лет назад и когда-нибудь превратятся в реликвии вашей семьи, которые с удовольствием будет примерять молодое поколение.

Изучая историю костюма кавказских народностей, нельзя не поразиться единению простоты и изысканности, нарядности и практичности.

Наверное, благодаря этому, многие элементы национальной одежды кавказских народов прошли сквозь время и до сих пор радуют глаз.

Именно поэтому даже молодежь не спешит отказываться от них и кавказские девушки в национальной одежде по-прежнему не такая уж редкость в горах на местных праздниках и свадьбах.

Источник: https://kavkazsuvenir.ru/blog/kavkazskaya-natsionalnaya-odezhda

Встречаем по одежке: что носили на Кавказе

Дагестанский национальный костюм

Определить семейное положение, понять, из какой семьи человек и даже его профессию, раньше можно было по одежде. Читать наряд, как книгу, могли и народы Дагестана несмотря на то, что костюмов здесь было великое множество — как и национальностей. Сегодня старинные наряды выставлены в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи и специалисты продолжают их изучать.

О традиционных нарядах нескольких дагестанских народностей мы расспросили научного сотрудника музея, специалиста по народным костюмам Разитту Гаджиханову.

Разитта Гаджиханова

Мужской костюм: все для удобства джигита

Традиционные мужские костюмы мало отличались у разных народностей Дагестана, да и вообще Северного Кавказа. Это были, как правило, рубаха, штаны, бешмет, черкеска, башлык и папаха.

— Бешмет — это одежда типа кафтанчика, прикрывающая бедра, с длинным рукавом и воротником-стойкой. Его надевали под черкеску. Позднее у нательных рубах появился такой же воротник-стойка, как у бешмета, и надевать под черкеску стали кавказские рубахи, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Черкеска, пожалуй, самый известный элемент одежды горцев. Она завершала образ воина.

— Даже после революции, когда некоторые горцы эмигрировали во Францию, жившие на чужбине дагестанцы имели черкеску. Это была отличительная особенность эмигрантов. Популярна черкеска была и в царской армии. Носили их и те, кто служил на Кавказе, в том числе Лермонтов и Толстой, — поясняет этнограф.

Шили черкеску из более плотной ткани, чем остальную одежду. Кроили ее свободной, чтобы было удобно садиться на коня.

Некоторые народы Дагестана, например кумыки, имели собственный фасон черкески — с дополнительной вытачкой. Этот прием позволял подчеркнуть статность фигуры и ширину плеч мужчины.

— Длина черкески могла быть разной. Молодые носили короче, взрослые — длиннее, — говорит Гаджиханова. — В какой-то период была мода на очень длинные, их надевали зажиточные люди.

На груди располагалась газырница — приспособление для хранения пороха.

Традиционный мужской костюм

— “Хазыр” в переводе с турецкого «готовый». Это были полые трубочки из дерева или из кости. Накрывались они чаще всего серебряным наконечником. Одной порции пороха хватало на один заряд, — говорит этнограф.

Газыри пришивались на черкеску с двух сторон, количество их могло быть разным, но не меньше семи штук с каждой стороны. На военной черкеске трубочки для пороха нашивали повыше: хороший воин на скаку мог вытащить газырь зубами и перезарядить пистолет.

Еще один характерный элемент мужского военного костюма — это башлык, капюшон. В холодную и ветреную погоду его надевали поверх папахи, закрывая шею. А молодые ребята с помощью шнурка прикрепляли башлык к нарядной одежде в качестве украшения. В танце этот летящий капюшон придавал особенную динамику движению.

Папах же у горцев было несколько — на разные случаи жизни.

— Каракулевую носили по праздникам. А в будни попроще. Высота головного убора говорила о состоятельности хозяина: чем выше, тем богаче, — объясняет Разитта Гаджиханова.

Верхней одеждой горцам служила знаменитая бурка. Она была обязательна в военных походах и как атрибут чабанов.

Обувь изначально была вязаной и кожаной. Последняя делалась из цельного куска кожи. Позднее появились сапоги без каблука — ичиги, а затем и с каблуком, на подошве, особенно во время Кавказской войны.

Существовала и особая культура ношения одежды. Ту же папаху, к примеру, было неприлично надеть набок. Так могли поступить только молодые мужчины. А когда мужчина выходил за ворота дома, он обязательно подпоясывался.

— Я смотрела на День Конституции на наших мужчин, так вот у них отсутствует культура ношения костюма, как у наших предков (по настоянию экс-главы республики Рамазана Абдулатипова чиновники надевали в День конституции Дагестана национальные наряды. — Ред.). Извините, если пояс живот поддерживает, он не на своем месте… Даже полный мужчина должен был подтягивать фигуру.

***

А вот женских традиционных нарядов в Дагестане было так много, что, по признанию самих этнографов, вряд ли кто сможет назвать точное их число — только головных уборов, чохто, существуют десятки.

Общим для всех было правило: молодые девушки носили одежду ярких цветов, женщины постарше — приглушенных и темных. А вот различия существовали даже в пределах одного села.

В Кубачи, к примеру, по узору на носочках можно было определить, к какому роду принадлежит девушка.

Для «Это Кавказ» Разитта Гаджиханова рассказала о трех женских костюмах: андийки, лезгинки и кумычки.

Костюм андийки: рога, монеты и узкие штаны

Андийцы — этнос, проживающий в горном Ботлихском районе Дагестана, который иногда причисляют к аварцам — создатели одного из самых удивительных женских нарядов. Головной убор у горянок здесь необычной формы — рогообразный.

— Он встречается также в Ботлихе, но немного отличается шириной. А больше нигде такого нет. — поясняет Разитта Гаджиханова. — Этот элемент остался еще с языческих времен — бык считался священным животным, а корова — символом плодородия.

Головной убор в виде полумесяца набивали шерстью или ватой и носили «рогами» вниз. Высота его могла доходить до 20 сантиметров. Шили это чохто из нескольких деталей: та, что в центре, была из парчи или шелка яркого цвета, по бокам — красная бязь или ситец. Такая конструкция на голове делала осанку женщины особенно статной, а походку плавной.

— Поверх головного убора накидывали покрывало, а не платок — они появились позднее. Так женщины одевались во многих аварских районах. Праздничные покрывала были белыми, а повседневные — темных цветов, — показывает этнограф.

Основной одеждой у всех горянок независимо от места проживания были нательная рубаха, туникообразное платье-рубаха свободного покроя и штаны.

— Штанишки были обязательным элементом любого костюма. У андиек — неширокие, узкие и даже на резиночке, или заправлялись в обувь, — объясняет специалист по народным костюмам.

Манжеты рукавов верхнего платья и подол украшали вышивкой из золотых и серебряных нитей, в основном использовали растительные мотивы. На нарядную одежду пришивали монетки, кольца, цепи. Считалось, что серебро служит оберегом.

Андийский женский костюм

Большинство аварок подпоясывали платье-рубаху матерчатым поясом определенного цвета: красного или черного, например. У женщин из селения Анди пояс мог быть любого цвета, но в тон штанов.

В условиях жизни в горах важна была многослойность: утром прохладно, в обед жарко, вечером холодно. Во время домашней работы женщина могла снять верхнюю рубаху. А если работа была в поле, то подол платья и длинные рукава застегивали на специальные пуговки, так, чтобы они не мешали. Верхнюю же одежду женщины почти не носили. Обычно накидывали платок, шаль или надевали несколько слоев одежды.

Обувь же была максимально теплой.

— В горных районах, в том числе аварских, была очень распространена вязаная шерстяная обувь с высоким голенищем, ярких цветов и со сложным узором. Носили также обувь из войлока, с загнутым острым носом.

Шили одежду как из тканей местного производства, которыми славилось село Анди, так и из привозных — с суконных фабрик русских мануфактур.

Костюм лезгинки: больше цвета

Одежда жительниц Южного Дагестана — лезгинок, табасаранок, цахурок, рутулок и агулок — отличалась яркими красками: красным, желтым, зеленым, фиолетовым. Это объяснялось влиянием культуры соседнего Азербайджана.

Лезгинский женский костюм

— У лезгинок были широкие штаны, они выглядывали как вторая юбка из-под платья. Сверху носили платье-рубаху, поверх него верхнее платье — бузму, рукава были узкие до локтя и широкие ближе к кисти. Иногда оба платья шились из одинаковой ткани. А в отделке часто использовали тесьму, — объясняет отличия лезгинского косюма этнограф.

Костюм завершал широкий серебряный пояс и массивные украшения из монет: цепи, медальоны. Мелкие монеты также пришивали к чохто, поверх которого голову покрывали большим платком, свисающим на плечи, шелковым или газовым.

— Раньше платки привозили в Дагестан из азербайджанского Гянджи. Сейчас там возобновили производство. Они уже отличаются, конечно, от тех, что были в XIX веке. Ткани не такие тонкие, как были прежде, — говорит Гаджиханова.

Для южного Дагестана была характерна и разнообразная вязаная обувь. Мужскую декорировали проще, женскую — богаче. Зажиточные лезгинки носили обувь без задника — мачи. Это тоже связывают с влиянием востока. У туфель были загнутые носки — чтобы удобнее было ходить по каменистым тропам и ничего не задевать.

Костюм кумычки: изящные платья, сапожки и шубы

У жительниц равнинного Дагестана, кумычек, платье всегда было длиной в пол. А у некоторых модниц нарядные платья были даже с небольшим шлейфом. Еще одно отличие — пояс был изящный, узкий: на европейский манер, говорят этнографы.

Повседневный костюм кумычек — это платье-рубаха — отрезное по линии талии, присборенное книзу или уложенное складками. Поверх него надевали распашное платье, чем-то похожее на мужской бешмет.

— Под распашное платье кумычки часто надевали специальный нагрудник в виде манишки, шили его из дорогой ткани, в основном бархатной, с металлическими украшениями в виде парных застежек. Контрастные сочетания цветов выглядели очень эффектно, — отмечает специалист по народным костюмам.

Кумыкский женский костюм

Рукав чаще был прямой, но позже от локтя стали вшивать второй рукав в виде крыла.

Нарядное платье кумычек называлось кабалай, его шили из бархата, плотного шелка или шерсти. На один такой наряд использовали 7−9 метров ткани. Отличительная особенность такого платья — вставка шириной 25−50 сантиметров. По форме она напоминала нагрудник, идущий до подола, с воротником-стойкой, который застегивался сзади.

А в начале XX века у кумычек получает распространение нижняя юбка — ее надевали под нарядное платье, чтобы придать фигуре трапециевидный силуэт.

Отличалась и верхняя одежда кумычек. Наряду с даргинками и в отличие, скажем, от аварок они носили шубы, причем с меховой отделкой из горностая.

— Верхнюю часть шубы кроили по фигуре, а нижняя состояла из клиньев. Прямые, чуть укороченные рукава имели широкую меховую оторочку. Горловина, борта, полы и низ рукавов по краю отделывались парчой, плотным шелком, галуном и мехом, — рассказывает Разитта Гаджиханова.

Головной убор состоял из чохто и верхнего кружевного платка, а со временем кумычки стали носить только платок — тастар.

Обувь же у кумычек была разнообразной, часто носили вышитые яркие сапожки.

Анастасия Расулова

Источник: https://etokavkaz.ru/traditcii/vstrechaem-po-odezhke-chto-nosili-na-kavkaze

Женский дагестанский национальный костюм. Тонкости и особенности | Блог Этно-Шоп

Дагестанский национальный костюм

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя.

Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями.

Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Женский дагестанский костюм Заказать пошив женского кавказского костюма можно на этой странице

Дагестан – это больше 70 народностей – аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы.

Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок, чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка.

Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом.

Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями – браслетами, кольцами, металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин.

Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов.

Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды – красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

Дагестанские национальные платья Заказать национальные платья народов Кавказа вы можете на этой странице

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах – многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана – аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл.

Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными.

В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками.

В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью – эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Книга “Дагестанский костюм” Цена 900 руб.

Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали.

Накидки на головах женщин, закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась чёрная лента, проходящая под подбородком.

Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.

Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, чёрные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор – чепчик был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра – древняя традиция для этого народа.

Нагрудники кавказские женские посеребрянные Цена 15000 руб.

Кумычки всегда считались в Дагестане законодательницами моды. Именно им принадлежат струящиеся приталенные платья, которые впоследствии переняли многие народы горной страны.

На наряде был большой грудной вырез, который покрывался застёжками, а также широкие и длинные откидные рукава с узкими нарукавниками.

Кумычки были большими любительницами массивных серёг, которые считались неотъемлемой частью их наряда.

Важная деталь лезгинского женского костюма – мешкообразная шутьку – головной убор, в который убирались волосы. Она представляла из себя трубообразный мешок с двумя завязками. Шутьку надевали на девочку с 7 лет. Завершал головной убор платок из шёлка или кисеи, который мог быть самых разных цветов.

Платье было двусоставным: на отрезное по линии талии платье надевалось ещё одно – распашное. Предполагался также массивный и тяжёлый серебряный пояс, но его, как правило, надевали на свадебный наряд. Обувью служили мягкие сапоги, которые носились на шерстяные узорчатые носки. Нередко в костюмах лезгинских женщин присутствовали широкие шаровары.

В целом, их наряды отличались пышностью, многоцветностью и многослойностью, они во-многом повторяли азербайджанские одежды.

Кавказский свадебный женский пояс Цена 39000 руб.

Лакские женщины носили чухту, представляющую собой полотнище с подкладкой, головная часть которого напоминала чепец. Кстати лакские мастера считались в Дагестане лучшими сапожниками – они изготавливали самую разную обувь, в частности изящные туфли, расшитые золотыми и серебряными нитями.

Одежда кубачинских женщин была довольно свободной, и состояла в основном из туникообразных платьев, которые допускались в разных цветах.

А на голове кубачинки носили либо традиционную почти для всех жительниц Дагестана чухту, либо белую полотенцеобразную длинную накидку, которая закрывала бюст и спину женщины. Также в употреблении у женщин Кубачи были кате – шерстяные накидки, напоминающие по виду обычный платок.

Конечно, неотъемлемой частью наряда женщин были золотые и серебряные украшения, сделанные кубачинскими мастерами-ювелирами, которые сегодня считаются визитной карточкой всего Дагестана.

Выбрать и при желании купить традиционные женские, мужские и детские наряды работы кавказских мастеров вы можете на нашем сайте.

В магазине “Кавказ-Этно” вы найдете кавказские костюмы для танцев, папахи и бурки, свадебные платья ручной работы.

Источник: https://etno-shop.ru/blog/zhenskij-dagestanskij-natcionalnyj-kostyum-tonkosti/

Виды национального костюма народов Дагестана

Дагестанский национальный костюм

В Дагестане проживает 72 народности. Представители каждого народа имеют свой особенный исторически сложившийся национальный костюм.

Сегодня нередко старинные искусно сделанные национальные костюмы на торжественные мероприятия и праздники одевают старейшины и даже официальные лица.

Красота национальной одежды и ее историческая значимость высоко ценится и молодым поколением дагестанцев. Костюмы бережно хранят и передают по наследству.

Для начала давайте рассмотрим особенности мужского и женского костюма жителей Дагестана.

Мужской костюм

Мужской национальный костюм у всех народов Дагестанской республики практически не отличается от одежды других народов Кавказа.

Костюм состоит из рубашки кавказского кроя, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями.

Черкеска могла быть до щиколотки или до колена с расширенными к низу рукавами. На специальном ременном поясе поверх черкески мужчины носили кинжал или пистолет.

Колпачки газырей изготавливались из серебра или слоновой кости, в каждом из них хранился порох для одного выстрела.

Особенной деталью мужского туалета на Кавказе является папаха – это символ чести и достоинства мужчины. Сбить в пылу спора папаху с головы кавказского мужчины означало нанести личное оскорбление, а вот подарить папаху дагестанцу значит предложить вечную дружбу. Знатные и обеспеченные люди носили папахи из каракуля, а простой народ — из овчины.

От холода и дождя мужчин защищала бурка из овечьей шерсти. Обувью служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги.

Женская одежда

Костюмы дагестанских женщин очень разнообразны, отличаются широкой цветовой гаммой, кроем, отделкой и украшениями. Женская одежда со временем изменилась гораздо меньше мужской, отражала этнические особенности, нравы и обычаи древности, территорию проживания.

Цвет наряда и количество украшений указывали на возраст женщины, социальное положение и богатство. Молодые девушка одевались в одежду ярких цветов из ткани с узорами, а женщины старшего возраста носили темную одежду.

Как уже говорилось выше, одежда различалась у представителей народностей, проживавших на разных территориях. Предлагаем более подробно рассмотреть особенности национального костюма в различных частях Дагестана.

Нагорный Дагестан

Наряд аварок, даргинок, лачек состоял, в первую очередь, из длинного и широкого платья-рубаха туникообразного покроя. Крой платья был прямой или трапецевидный. Платье носили с кушаком или поясом.

Платья заправляли по бокам в штаны из ситца, бязи, сатина темного цвета или под пояс таким образом, что длина становилась до колен.

На голове закреплялась специальная шапочка – чухта, которая плотно охватывала верхнюю часть лба и свисала сзади. Сверху одевали специальное покрывало.

Женщины носили кожаную или вязаную обувь с загнутым носом, что было практично и красиво. Такие туфли не оббивались об камни.

Южный Дагестан

Народности лезгинской группы носили наиболее нарядные яркие и богатые костюмы. Основная особенность костюма – многослойность. Под верхнее распашное платье-валчаг надевали шелковое платье прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами.

Второй особенностью женского костюма являлось обилие украшений на платье. Одежда была отделана драгоценными камнями и золотыми и серебряными монетами, расшивалась крупными узорами.

Предпочтение отдавалось тканям красного, желтого, зеленого, фиолетового цвета.

На голове женщины носили шелковые или шифоновые платки.

Кумычки и чеченки

Традиционным у кумычек и чеченок-аккинки было распашное платье-къабалай с широкой длинной юбкой.

Платье было украшено двойными застежками и серебряным филигранным поясом на талии. Къабалай имело двойные рукава: нижние – узкие длинной до кисти руки и верхние – широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу.

На голове носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди.

Ногайки

Костюм ногайцев более всего походит на среднеазиатские одежды. Наряды отличались наличием серебряных украшений с крупным орнаментом.

Женщины носили стеганый кафтан-бешмет. Головным убором молодых девушек были красивые тюбетейки, а для женщин старшего возраста платки.Сегодня на российском рынке появляется всё больше фирм и компаний, предлагающих качественную офисную технику.

Вместе с тем, предложения эти зачастую оказываются неприемлемыми по цене… И лишь немногие фирмы предлагают свои покупателям технику, отличающуюся приемлемым балансом цена-качество. Среди этих фирм – и интернет магазин «VSEPRINTERA.RU», предлагающий принтеры и расходные материалы к ним.

Чтобы узнать больше, обязательно зайдите на вебсайт магазина!

Источник: http://www.moidagestan.ru/news/articles/37340

Национальный костюм Дагестана: виды и описание

Дагестанский национальный костюм

Дагестан насчитывает 72 народности. Представители каждой из них имеют свой собственный национальный костюм, который сложился исторически. На сегодняшний день нередки случаи, когда искусно изготовленные национальные убранства надевают старейшины на торжественные мероприятия. Их носят даже официальные лица.

Национальный костюм Дагестана, благодаря своей красоте и исторической значимости, ценится как старшими, так и молодыми людьми. Они бережно хранятся и передаются по наследству из поколения в поколение.

История костюма

Национальный костюм Дагестана отшлифовывался в течение многих столетий, согласовывались все элементы, все лишнее отсекалось, сохранилось лишь самое доступное, понятное и дорогое людям, которые вкладывали в убранство свое понятие о красоте.

В XIX веке излюбленной и распространенной формой одежды среди женщин были рубахи, похожие на туники. Для девушек они служили и платьем, скрывающим строение фигуры и придающим эффект монументальности. При этом нарядные убранства в крое ничем не отличались от повседневных. Назначение костюмов выражалось с помощью цвета и фактуры ткани.

В XIX-XX веках женщины из богатых семей также носили и отрезные платья, многие фото национального костюма Дагестана являются тому подтверждением. Их шили из дорогих тканей и надевали по торжественному случаю. Подобное убранство могла позволить себе лишь зажиточная женщина, поскольку расход ткани на его изготовление идет немалый.

Помимо этого, в XIX веке широкое распространение получил бешмет – верхняя одежда, похожая на кафтан со стоячим воротом, который постепенно завоевал популярность и любовь среди жителей Дагестана.

Позже именно приталенные бешметы стали заменой платью-рубашке. Линия талии служила главной опорной линией, а силуэт выделяли складки и сборки, расположенные ниже пояса.

Встречались укороченные и стеганые бешметы на подкладке

Национальные костюмы народов Дагестана были такими разнообразными, что по отдельным деталям одежды определяли, к какой именно национальности принадлежит человек.

Также убранство могло рассказать о статусе, возрасте и материальном положении своего хозяина. Но в большей степени это относится к женским нарядам, поскольку мужские были более сдержанны и монотонны.

Они лишь отличались некоторыми деталями и узорами.

Хотя у каждой народности Дагестана были собственные традиции, язык и особенности в убранстве, однако объединяло их также немало базовых вещей: чухта, платок, рубаха в виде туники, а также бешмет. И если есть вопросы, связанные с тем, как нарисовать национальный костюм Дагестана или отобразить его на фото, тогда все эти предметы одежды должны быть на картинке.

При этом отдельное внимание стоит уделить вышивке и орнаментам, которые имели огромное значение в женских нарядах. Узоры (птицы, животные, деревья) зачастую имели сакральное значение, оберегая своих обладателей. Убранство для торжеств украшали вышивкой из серебра, золота и драгоценных камней.

Особое место в женских нарядах занимали украшения в виде браслетов, колец и металлических поясов.

О чем говорит цвет

Расцветка национальных дагестанских костюмов также имеет свою символику. Хотя убранства и кажутся слишком яркими, однако доминирующими цветами являются белый, красный и черный. Зачастую белый цвет можно увидеть на праздничных и свадебных нарядах.

Красный символизировал благополучие и достаток, а черный говорил о мистике и олицетворял защиту предков.

Пожилые женщины чаще всего выбирали одежду в темных тонах, молодые незамужние девушки предпочитали яркие элементы красного, оранжевого, синего или зеленого цвета.

Женский костюм

Национальный костюм Дагестана женский имеет различные вариации исполнения. Убранства отличаются разнообразной цветовой гаммой, отделкой, кроем и украшениями. Женская одежда намного больше, чем мужская, сохранила свою самобытность и отражает этнические особенности, обычаи и нравы. Национальный костюм Дагестана, рисунок которого представлен выше, является истинным тому доказательством.

Дагестанская женская одежда разнообразна по используемым материалам, цвету, форме, декору и художественной композиции. Эти характеристики могут указывать на социальное положение обладательницы, возраст и благосостояние.

Традиционные головные уборы

Исторически сложилось так, что головной убор является неотъемлемым атрибутом национального костюма дагестанских женщин.

Разнообразные формы и яркие украшения делают его одним из самых интересных элементов убранства, которое указывает на этническую принадлежность и на ее аул.

Разнообразие головных уборов горянок отмечали многие путешественники, писатели и ученые. Их можно разделить на три большие группы:

  • Чухта представляет собой узкую длинную шапочку из черной материи. Иногда ее украшали монетами или бахромой. Надевать чухту имели право лишь замужние женщины. Они заплетали косы и укладывали их в специальный мешочек – волосник, который находился в нижней части головного убора и спускался на спину.
  • Платок традиционно сохранялся среди пожилых женщин, молодые девушки выбирали шали. Старые женщины складывали шали в треугольник, одним концом обматывали шею и завязывали с другим под подбородком. Цвет этого головного убора также выбирали в зависимости от возраста.
  • Чалма представляет собой кусок длинной материи, который замысловато обматывают вокруг головы, изначально ее носили лишь мужчины.

Обувь

Дагестанская обувь отличается большим разнообразием фасонов и материалов, используемых для изготовления. Ее шили из кожи, войлока или шерсти. Огромным разнообразием отличается вязаная и войлочная обувь.

Изделия из кожи имеют меньше характерных черт и особенностей.

Это обуславливалось тем, что с кожей работали только мужчины, которые в большей степени были связаны с внешним миром и соответственно они подвергались значительному культурному влиянию со стороны.

Большое распространение получила комбинированная обувь. Женщины отдавали свое предпочтение кожаной обуви со вставками из войлока, бархата, сукна или парчи. Вставки ткали золотом и вышивали на них всевозможные традиционные узоры шелковыми нитями.

Кумычки, чеченки и ногайки

У чеченок и кумычек традиционными считались распашные платья с широкими длинными юбками. Их украшали искусно изготовленными поясами и двойными застежками. Из головных уборов девушки предпочитали кружевные платочки.

Ногайские костюмы сильно походили на среднеазиатскую одежду. Убранство отличалось наличием крупных орнаментов и украшений из серебра. Женщины отдавали предпочтение стеганным кафтанам-бешметам. На голове молодые девушки носили красивые тюбетейки, а женщины старшего возраста – платки.

Национальный костюм Дагестана является ярким проявлением культуры этого народа. Независимо от отличий, которые связаны с историей различных этносов, но все же в художественном плане всем нарядам присущи одинаковые характерные черты.

Возникновение этой одежды своими корнями уходит в глубокое прошлое, когда ее предназначением было абстрагирование своего обладателя от собственного индивидуального начала.

Одежда в первую очередь демонстрировала причастность человека к определенному коллективу или жизненной ситуации, в которой он оказался.

Источник: http://fb.ru/article/285797/natsionalnyiy-kostyum-dagestana-vidyi-i-opisanie

Национальные свадебные наряды Дагестана. Часть 1

Дагестанский национальный костюм

Традиционный лезгинский свадебный наряд состоит из трех основных частей – это свадебное платье с валчагом (приталенное платье с глубоким вырезом на груди, надеваемое поверх туникообразной рубахи), украшения и головной убор.

Для шитья платья использовались такие материалы как: ситец, атлас, шелк, а для пошива длинного валчага с двойными рукавами – парчовая ткань. В качестве украшений невесты использовали бусы, серьги, браслеты, нагрудные украшения, но самым главным атрибутом являлся серебряный пояс. У более состоятельных невест выполнен он был в золотой оправе с драгоценными камнями.

Немаловажное значение также имел и головной убор чуткьу (головной убор, в виде открытого сверху и снизу мешочка, в который опускали сплетенные в косы волосы.

При помощи лент убор плотно крепился на голове), поверх которого надевали – генже (платок без бахромы), далее – хора шал (платок из узорчатой парчовой ткани) и только после – ипег шал (шелковый платок с бахромой).

Перед выходом из родного дома, голову невесты обязательно покрывали платком красного и темно-красного цвета. Традиционной свадебной обувью являлись кожаные башмаки.

Лакский наряд

Лакский свадебный костюм представляет собой платье свободного фасона, сшитое из шелка, бархата или другой яркой ткани, которое подпоясывается и имеет застёжки на горловине. Чаще всего выполнены они в качестве пуговиц из серебра.

Более состоятельные девушки помимо использования дорогих тканей, украшали низ подола и рукавов платья, а также чохту (головной убор, который плотно охватывает верхнюю часть лба и, как правило, свисает с затылка вниз) золотой вышивкой и ювелирными изделиями.

Чохта преимущественно шилась из тканей светлых оттенков.

Если мы говорим о кумычках, то невозможно отметить, что свадебную одежды для невесты представлял жених. Кумыкский свадебный наряд состоит из туникообразной рубахи с расширяющимися к кисти рукавами, которую носили с верхним платьем – бузмой.

Бузма – это распашное платье до пят с глубоким вырезом, облегающее фигуру. Застегивается оно на талии благодаря 3-6 ювелирным застежкам. Рукава у нее до локтя узкие со швом, а ближе к кисти откидные.

Если невеста планирует надеть нагрудное украшение, то вырез бузмы делали более глубоким. В качестве головного убора кумычки носили чуткьу или платки из шелка с рисунком и бахрамой.

Также к свадебному платью подбирались различные украшения и коралловые ожерелья.

Основа даргинского костюма – это комплект из штанов, рубахи, верхнего платья, платка и вязаных чувяков. Главной отличительной особенностью наряда считается каз (покрывало, уложенное вокруг головы и свисающее низко на шею, плечи и грудь). Обычно штаны могут быть узкие и широкие.

Шьют их из нескольких метров красивой ткани, а низ обрабатывают тесьмой. Снизу платья, вышитого из дорогой ткани в форме трапеции надевают простую рубаху. Пояс обвязывают кушаком (платок или кусок ткани в виде широкого пояса для обвязки или обмотки верхней одежды).

Также в даргинском наряде сохранился передник, на который нашивают  различные монеты и обереги против сглаза.

Аварский наряд

Платья аварских невест в основном шились из ярких тканей, а кушак доходил до нескольких метров в длину. Также в некоторых селах было принято носить укороченные платья со штанами, которые шились из ситца или сатина.

Если говорить о головном уборе, то тут их было несколько вариантов: чохто (капюшон с мешком для волос), платки, которые завязывались по подбородок, чтобы не было видно волос, шеи и ушей.

Чохто обычно шили из дорогих тканей, а накидку поверх него надевали так, чтобы были заметны вышивки бисером, жемчугом или другими камнями на налобной части.

Также у аварцев обязательным являлось украшение из серебра с чернью, которое почти целиком закрывало лицо девушки.

Рутульский наряд

Рутульский наряд не сильно отличается от свадебных нарядов других народов Дагестана. Поверх платья светлых оттенков надевается валчаг, шитый из яркой дорогой ткани, вдоль его края накладывается красивая вышивка. Сам валчаг застегивается на талии пуговицами и украшается красивым ювелирным поясом.

В качестве головного убора перед выходом из дома на невесту накидывали красный платок, который закрывал ее лицо. Это является наиболее распространённым обычаем не только у рутульцев, но и у других народов Дагестана. По поверьям он защищал невесту от «гибельных» влияний.

Фотосессия предоставлена свадебным журналом «NEVESTA»

Источник: https://dagnevesta.ru/articles/tradicii/nacionalnye-svadebnye-naryady-dagestana-chast-1

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.