Бурятский национальный костюм

Содержание

Дизайнер Шидэ Найданова создает образы современной бурятки

Бурятский национальный костюм

Орнамент, каллиграфия и живопись в руках дизайнера Шидэ Найдановой приобретают современное звучание. Ее коллекции, гармонично сочетающие традиционные мотивы и бунтарские атрибуты, хочется носить.

– У моей одежды бурятский характер. Это характер современной бурятской женщины – степной, сильной, но при этом утонченной.

Мобильной, стильной и в тоже время любящей свою землю, знающей свои истоки, культуру и передающей знания и опыт своим детям. Мужская же одежда несет силу, отвагу.

В  нем я хочу показать характер хозяина, защитника, знающего и  бережно хранящего историю своей земли, культуру и  достояние своих предков.

Рок and панк, урагша!

Коллекция «Этно-граж» Шидэ Найдановой при сотрудничестве с этно-галереей «Орда», была с восторгом принята взыскательной итальянской публикой на Римской Неделе Моды, а затем на многих других модных площадках.

– Вся коллекция выполнена в черном цвете, в модном сейчас направлении «black mode». На своих изделиях я применила различные принты,  написав  на старо-монгольском «Тэнгэри», а также  бурятские народные орнаменты.

В  дубленках этой коллекции, пели наши очаровательные певицы в своем клипе « Буряад арадни» Дулма Сунрапова, Елена Борохитова и Дарима Цырендондопова. Создавая эту  коллекцию, я исходила из  интересов к стилю гранж, рок, панк и модным тенденциям моды в стиле 90-х.

Затем очень много клиентов  просили  меня выполнить такое же платье или дубленку, как в  коллекции, и очень часто с каллиграфией «Тэнгэри» и с бурятскими орнаментами. Оказывается, что нравится мне, нравится очень многим. Конечно, приятно, что таким образом принимается концепция моего стиля, мой почерк.

Сейчас эта коллекция имеет свое продолжение, она перешла на линию одежды в стиле «family look», которую  мы запустили вместе с текстильной компанией «Ажур-текс», – рассказывает дизайнер.

Дизайн – мое призвание, как бы я не хотела уйти от него, поменять профессию. Это удивительно создавать что-то новое: образы как бы приходят ниоткуда, из тонкого мира

Сперва эскизы на бумаге, где  все лишние детали убираются  или  нужные  прорисовываются. И затем идет смешение текстур ткани, ниток, цветов. Когда идет процесс, затихаешь и прислушиваешься к изделию, к его  энергетике. Оно – твое творение, и  уже начинает само жить. Вот за это я безнадежно влюблена в свою работу!    

 Шидэ, вы – волшебница. Именно такое сравнение приходит на ум, глядя на ваши модели. Ощущение, что они пришли откуда-то сверху. Где вы черпаете вдохновение? Где находите темы? 

– Я  пришла к  мысли, что  все мои пристрастия к определенным направлениям в моде, в культуре, искусстве создают тему для моих будущих коллекций, создают мой бренд.

В детстве мне  попалась книжка о японской живописи,  и я открыла для себя  уникальные  гравюры художников,   утонченное  письмо  японской каллиграфии и  пронзительные  хокку-трехстишия, которые так  просто и душевно рассказывают о моменте жизни.

Меня поразило это знакомство, но и  было ощущение, что это все мне знакомо и как бы родное. 

Поэтому японский минимализм,  простота, аскетизм, и при этом тонкая изысканность  очень притягивают меня, в свои  коллекции я привношу эти  элементы.

Это и сочетание черного и белого цветов, серого и тонкая  полоска оранжевого, цвета земли  и песка.  Необработанный край,  затертый рисунок и едва проявляющийся, «состаренная», словно «пожившая» ткань, стежки, будто бы вручную  – все не случайно.

А если присмотреться, это очень близко к утраченной традиционной старинной культуре бурят.

Каллиграфию как искусство, я открыла для себя в центре каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг».Теперь мой бренд пополнился родной эстетикой письма и бурятской орнаменталистикой.  

Мода как искусство

– Все больше бурятских дизайнеров пробуют себя на высоких подиумах. На ваш взгляд, могут ли они стать брендом Бурятии?

– Очень хорошо, что дизайнеров становится больше.  Все мы – единомышленники, соратники. Нас объединяет одна цель: мы создаем  красоту. Но у каждого свой стиль, чувство вкуса, свое ощущение красоты. Своя энергетика и мировоззрение. И у каждого свои клиенты.

  Сфера моды должна развиваться наряду с другими отраслями.  В глобальном смысле, это вклад в создание привлекательного  имиджа  республики. Мода не что иное, как культурный символ нации. Бурятские бренды одежды – это не только бурятские дэгэлы на Сагаалган и на концерты.

Они должны сопровождать нас в жизни: на работе, в спорте, в институте, дома.

– Если бы вам выпала возможность выпить чашечку кофе с кем-то из мировых дизайнеров, вы бы нашли много интересных тем для беседы. Кто вдохновляет вас больше всего?

– В первую очередь Дом моды Еtrо, у которого  яркий стиль, неповторимые рисунки и оригинальный дизайн.  Dsquared2- бренд, задающий тенденции молодежной моды. Haider Ackermann с его индивидуальной эстетикой.  С этими дизайнерами я  бы с удовольствием выпила чашечку кофе.  И, конечно же, у меня есть много вопросов к моим кумирам.

Современная горожанка

– Улан-удэнок часто упрекают в отсутствии стиля и однотипности. Неужели все так печально?

– Удивительным образом сочетая все  комплекты одежды с аксессуарами, наши улан-удэнские  женщины  в большинстве одеваются модно и со вкусом.  В любом возрасте можно  корректировать свой  образ, прическу и  макияж. Для меня нет одежды«для молодых» и «для пожилых». Есть разделение «стильно» и «не стильно».

Конечно, у кого-то возникают  мысли, что все дорого. На самом деле нет. Недостаток вкуса, мешающий увидеть  свою красоту,  от недостатка  знаний особенностей своей фигуры, природного колорита. Невозможно все знать, но этому можно научиться.

И мы, дизайнеры, готовы работать, чтобы на улицах Улан-Удэ было больше ярких, колоритных и стильных женщин.

– Вы ведь одеваете не только женщин, но и мужчин. У всех на слуху история, как государственный тренер сборной республики по вольной борьбе Юрий Сандаков появился на крупных соревнованиях в Якутске в спортивном костюме с национальным колоритом…

– Да, перед чемпионатом России по вольной борьбе бурятскому борцу Александру Богомоеву и его коллегам по спорту пришла идея создать для команды узнаваемую, стилизованную под «бурятский манер», единую форму, и они обратились ко мне. К началу соревнований был создан пробный вариант для Юрия Сандакова. Поступило предложение отшить костюмы для сборной, над чем мы сейчас и работаем.

– Есть ли будущее у традиционной бурятской одежды?

– Обязательно. Когда я создаю одежду, которая отвечает всем модным тенденциям, цвета и формы, она конечно привлекательная. Но без души. Стоит только приложить маленький бурятский орнамент, «шоу» орнамент в виде круга – черепаха, или «улзы», или тотемный знак рода, одежда приобретает магию, особую ауру. Орнаменты, отображающие символ, несут в себе заряд, от одежды идет тепло.

А изделия с надписями каллиграфией, дают силу и защиту. Накидывая такую одежду, будто попадаешь в  родительские объятия. У быстрого человека меняется нрав, как успокаивается конь, несущийся по степи. Приходит степенность, мудрость. Юноше тотем волка, на спине его куртки, даст отвагу и терпение.

А на футболке девушки – строчки из бурятских стихов, как  покрывало из трав, багульников.  Просыпается  ген  предков, память земли, будто начинаешь понимать язык зверей и птиц. Понимаешь кто ты. Сравнивая культуру народов, живущих в России и в мире, понимаешь, каким же богатым наследием обладаем мы с вами.

У нашего народа, несомненно,  уникальная культура с глубокой философией, с мудростью поколений, с огромной сакральной  энергией, и пусть у каждого она будет в душе.

Связаться с Шидэ можно по телефону: 8 (9025) 65-47-68

Воплощая мечты

Елена Шерхоева, директор ателье «Лена»:

Обновите гардероб качественной и эксклюзивной обновкой. Наши мастера сошьют по вашему индивидуальному заказу любую вещь. Поможем за короткий срок научиться кройке и шитью. Обшивай семью сама!

  • курсы кройки и шитья (срок обучения 3—5 месяцев)
  • ускоренные курсы для будущих мам (срок обучения 1—2 месяца)
  • индивидуальный пошив

Мы ждем вас по адресу: ул. Ленина, 30а, офис 38, 4 этаж. Тел.: 21-27-55

Новая дизайнерская шуба за 10 000 рублей в месяц!

Lиректор швейной студии Sagan Zam:

Вы приносите вашу шубу. Мы разрабатываем новый дизайн с учетом ваших пожеланий и особенностей фигуры. Перешиваем шубу, используя дополнительные материалы: меха, кожу, вышивку. И через 4 месяца вы забираете эксклюзивную новую дизайнерскую шубу.

Только до конца апреля акция «Перезагрузка шубы» в рассрочку на 4 месяца!

Запишитесь на консультацию с дизайнером по тел. 444-228

Адрес: пр. 50-летия Октября, 34а, 4-й этаж

Ателье Ольги Баженовой

Ольга Баженова, директор ателье:

При обращении в ателье вы получите консультацию по качеству материала и фурнитуры. Вещь будет сидеть как «влитая», потому что есть возможность примерки и контроля за процессом. Самое главное, на выходе вы получаете качественную вещь, сшитую по вашему индивидуальному заказу.

Пошив и ремонт верхней, детской, спецодежды, изделий из меха и кожи

Специалист проводит 2х-месячные курсы по пошиву и ремонту, конструированию и моделированию, скряжному делу (меховые и кожаные изделия). Всевозможные мастер-классы, в том числе по пошиву детской одежды.

Скидки 5 — 10% для пенсионеров!

Тел.: 8-924-759-0063

Читать далее

Источник: https://www.infpol.ru/98346-dizayner-shide-naydanova-sozdaet-obrazy-sovremennoy-buryatki/

Национальный костюм: буряты в разные периоды жизни

Бурятский национальный костюм

На территории современной Бурятии люди жили ещё со времён палеолита, об этом свидетельствуют археологические находки.

То есть ещё за 20–30 тысяч лет до нашей эры люди умели сохранять жизнь в тяжёлых природных условиях. Способствовал этому в большой мере и национальный костюм.

Буряты с начала веков использовали для одежды то, что было у них в обиходе: шкуры животных, их шерсть, конский волос и чуть позднее – натуральные ткани.

История костюма

По обеим сторонам Байкала жили разные племена, имевшие свои этнографические особенности. Здесь было много монголоязычных родов, якутов, тунгусов, тофаларов и других народностей. Буряты как народ оформились только с середины 17 века после присоединения к Российской империи.

Всё, что сохранилось в музеях и частных коллекциях, относится именно к этому времени. Сохранил свой первозданный вид национальный костюм. Буряты занимались преимущественно скотоводством, много кочевали.

Навыки, связанные с охотой и обработкой шкур, передавались из поколения в поколение.

Всё это находит отражение в костюме: найдены не только древние халаты из шерсти, кожаная обувь, но и серебряные и золотые женские украшения, возраст которых исчисляется веками.

Женская и мужская одежда

По виду костюма можно сразу определить, кому предназначена одежда – мужчине или женщине. Кроме того, для каждого периода жизни были свои различия. Совсем по-разному носили одежду юноши и девушки, мальчишки и девчонки, замужние женщины и старики. Объединяет все виды костюмов максимальное удобство и отличная защита от холода.

Буряты – коренной народ Сибири. На их костюм оказал огромное влияние климат. Основа – дублёные шкуры, мех, шерсть, конский волос.

Позже, при появлении торговых связей с Китаем и Азией, добавились шёлк, парча, чесуча, бархат. В некоторых районах использовали нити из благородных металлов.

Живущим в этих краях людям всё расскажет о владельце национальный костюм. Буряты умеют точно и лаконично обозначить основные обстоятельства жизни человека.

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят – для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Особенности кроя дэгэла

Халат должен прилегать к телу так, чтобы не оставлять места для холодного воздуха. Размеры халата индивидуальные, но есть обязательные части:

  • спинка;
  • борта;
  • лиф;
  • перёд;
  • верхняя пола;
  • нижняя пола.

Тело полностью облегается халатом, а полы можно использовать как постель: на одну лечь, а другой укрыться. Так облегчает жизнь национальный костюм.

Буряты – очень практичный народ, и каждая деталь костюма прошла многовековую проверку. Обязательно носился пояс. Подпоясанный халат образовывал карман, в котором носили пиалу, чтобы всегда иметь под рукой личную столовую посуду.

Пиалу носили в тканевом футляре, на пояс навешивали курительные принадлежности.

Как выглядит национальный костюм бурятов для женщин

Вид костюма полностью зависит от возраста, для которого он предназначен. Девочки носят длинный цельнокроеный халат, подпоясывают его. Так подчёркивается гибкость девичьей фигуры.

С наступлением настоящего девичьего возраста – около 15 лет – покрой халата меняется.

Халат разрезается по линии талии, надевается красивый кушак, а сверху появляется обязательный предмет женской одежды – безрукавка.

Безрукавка имеет разный вид у замужних и незамужних женщин. Короткую безрукавку были обязаны носить все женщины в присутствии мужчин. Покрытая спина – один из главных признаков приличия для женщин.

Половая зрелость девушки обозначалась серебряным сердечком в налобном украшении. Девушки, желающие выйти замуж, носили на поясе две круглые серебряные пластины. К этим пластинам крепились приспособления для ухода за собой – ножики, ножнички, уховёртки.

Всегда подчёркивают женское достоинство национальные костюмы народов России. Буряты здесь не исключение: женщина в национальном костюме выглядит великолепно. Так, замужняя женщина одевалась в сборчатые юбку и кофту. Такой костюм позволял хорошо выглядеть во время беременности и кормления грудью.

Одежда для пожилых

Главное в этих костюмах – удобство и практичность, а также великолепная защита от холода. Носили всё то же, только крой был более свободным, а количество украшений уменьшалось.

Бурятский народный костюм включал также обувь, сшитую по индивидуальной мерке. Использовались два типа обуви: похожие на чулок и башмак.

Вошедшие в моду не так давно угги – это стилизованная народная обувь, которая в оригинале предназначалась для стариков, у которых мёрзли ноги.

Дополнялась обувь чулками до колен, вязаными из шерсти овцы.

Шапка была обязательной частью костюма, шили её из натурального меха, чаще всего выдры. Предпочитаемая форма – коническая, хотя исследователи выделяют более 50 разновидностей.

Национальные украшения бурятских женщин

Они многообразны и многослойны. Изготавливали их из серебра с многочисленными вставками из драгоценных камней. Древние буряты считали, что в украшениях поселяются души детей, умерших предков и животных.

Украшения были оберегами рода. Носили подвески, закрепляемые на висках, спускавшиеся на грудь и шею. Обязательными были многочисленные кольца на всех пальцах рук, кроме среднего.

Для кос существовали «футляры» – различные сочетания металлических пластин и ткани. Считалось, что так сохраняется магическая сила женских волос.

Источник: http://fb.ru/article/222731/natsionalnyiy-kostyum-buryatyi-v-raznyie-periodyi-jizni

Национальный бурятский костюм | Вещи и изобретения

Бурятский национальный костюм
Категория: Вещи и изобретения Ulrich von Beck

Сибирь, как известно, не самая густонаселённая часть России. Несмотря на это, здесь веками проживало большое число национальностей. Среди монголоязычных народов Сибири самым многочисленным считаются буряты.

Это древний лесной народ с особой культурой и традициями, которые наиболее ярко отобразились в бурятском национальном костюме. Он не только практичен, но и наполнен символами и знаками, которые служат ключом к пониманию всей культуры этого удивительного народа.

Журнал: Народная магия №10(27), октябрь 2018 года Рубрика: История народного костюма

Алена Барышникова

Ранняя история

Как выглядел бурятский костюм в древние времена, мы можем судить лишь по описаниям путешественников и дипломатов, которые жили в XVII-XVIII вв. Более ранних письменных источников не существует. Немного информации можно получить из древних сказаний.

Например, в эпосе «Гэсэр» упоминается, что соболиная шкура говорила о знатности и богатстве своего хозяина, а по орнаменту и украшениям на поясе можно было рассказать о положении в обществе его владельца.
Первые описания бурятского национального костюма оставил нам русский посол в Китае Н. Спафария.

От него мы узнаем, что в XVII веке в Бурятии были популярны хлопчатобумажные ткани из далёкой Бухары и Китая. В это же время одежду здесь начали шить из русских и европейских тканей. В конце XVII века во главе русского посольства в Пекин был послан Эверт Избрант Идее — голландский купец, которого в России прозвали Елизарий Елизариев сын Избрант.

Вернувшись из поездки, он написал книгу о своём путешествии, где подробно описал зимнюю и летнюю национальную одежду бурят, а также их головной убор. А в XIX веке изучением бурят занялись учёные и исследователи.

У каждого рода свой костюм

Буряты — кочевой народ, живущий в суровом климате. Именно эти два фактора и определили то каким стал их национальный костюм. Среднестатистический бурят в те далёкие времена целый день проводил в седле, а потому и одежда не должна была ему мешать. Она защищала от ветров и согревала в морозы.

Буряты занимались в основном скотоводством, а поэтому шили из того, что было под рукой — кожи, шерсти, меха. Шёлк и хлопковые ткани покупали у соседних народов. Жили буряты на большой территории, незначительном расстоянии друг от друга, а потому у каждого рода были свои особенности в костюме. Иногда различия были весьма значительные.

Халаты — главный элемент одежды бурят в былые времена — шили из тканей синего цвета. Но могли быть исключения. Порой их делали из коричневого, бордового или тёмно-зелёного материала. Мужской халат украшал особый четырёхугольный борт «энгэр», который имел не столько утилитарное, сколько символическое значение.

Энгэр состоял из цветных полос, верхняя из которых должна была быть белая. Позже, когда среди бурят начал распространяться буддизм, её стали делать золотисто-жёлтого цвета.

Ткани и крой

Поскольку зимы в Бурятии суровые, то и в костюме есть зимний и летний варианты. Для пошива зимнего халата, который назывался «дэгэл», использовали овчину, обшитую бархатом. Летний повседневный халат («тэрлинг») шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничный делали из шёлка. Халаты кроили без плечевых швов. Застегивались они сбоку.

Это защищало от сильных ветров и лучше согревало. Длина халата должна была закрывать ноги как при ходьбе, так и при верховой езде. К тому же такой длинный халат легко мог стать при необходимости походной постелью: на одну полу ложились, другой укрывались.

Бурятский национальный костюм, как и любой другой, имел свои разновидности в зависимости от f пола и возраста своего владельца. В детстве мальчиков и девочек одевали одинаково. Они носили прямые халаты, похожие на мужские. Особенность мужского халата заключалась в том, что он не отрезался по талии, то есть был прямым.

Такой халат всегда подпоясывали. С возрастом менялась причёска. В детстве девочкам и мальчикам заплетали одну косу на макушке, а остальные волосы выбривали. В 13-15 лет волосы у девочек переставали брить и, после того как они отрастали, заплетали в две косы на висках. Это было первое явное отличие девочки от мальчика.

В 15-16 лет девушкам надевали на голову особое украшение «саажа». Это означало, что к ней можно свататься.

После свадьбы невесте заплетали две специальные косы. Менялась и её одежда. В набор для женщин входила рубаха («самса»), штаны («умдэ») и халат. Женский халат, в отличие от мужского, представлял собой юбку и кофту, сшитые на талии.

Застегивался такой халат на специальные пуговицы — «тобшо». Рукава собирались на плечах. Все замужние бурятские женщины обязательно носили безрукавки.

Аксессуары и обувь

Мужской костюм дополняли два элемента — нож («хутага») и огниво («хэтэ»). Первоначально эти вещи имели утилитарное значение, но со временем стали элементами декора костюма. Ножны и рукоять ножа украшали чеканкой, самоцветами и серебряными подвесками.

Огниво выглядело как небольшая сумочка из кожи, ко дну которой крепилось стальное кресало. Его также украшали бляхами с чеканными узорами. Огниво и нож носили на поясе. Женские украшения были более сложными.

Это и кольца, которые носили на каждом пальце, бывало даже в несколько рядов, и браслеты на обеих руках, и серьги, и височные кольца, и нагрудные украшения. Последние состояли из множества серебряных медальонов, которые могли быть квадратные, треугольные и круглые. В них вкладывали молитвы, которые служили оберегом.

Все бурятские мужчины и женщины носили шапки. Они были круглые с небольшими полями. Каждая шапка имела остроконечную верхушку, которая украшалась серебряным навершием и кистями. Делали шапки в основном из тканей синего цвета. Как и в одежде, каждый элемент у шапки имел своё символическое значение.

В качестве обуви зимой буряты носили унты, которые делали из кожи жеребят, а в межсезонье — сапоги, нос которых на монгольский манер заострялся кверху. Летом носили обувь, связанную из конских волос, которая крепилась к кожаной подошве.

Источник: https://www.bagira.guru/inventions/natsionalnyj-buryatskij-kostyum.html

Мужской костюм

Бурятская одежда как мужчин, так и женщин предназначена прежде всего для кочевой жизни в седле. Особенности кроя приспособили изделия к тому, чтобы в них можно было провести на коне много часов без усталости и при необходимости заночевать под открытым небом.

Непосредственно на тело надеваются рубашка из натуральной ткани (чаще всего из хлопка) и узкие штаны из грубой кожи. В таких штанах не страшна любая дорога. Обувь изготавливалась из кожи жеребят – для зимы, а для лета плелась из конских волос, а кожаная подошва просто пришивалась.

Сверху надевался зимний (дэгэл) или летний (тэрлиг) халат. Дэгэл шился из овчины, можно было украсить его бархатом или другой тканью. Летний же халат изготавливался из любой натуральной ткани.

Национальный костюм бурятов . Виды костюмов – фасоны, материалы, украшения, обувь, головные уборы. Современный костюм

Бурятский национальный костюм
571
Время чтения: 3 мин.

Буряты – народ, который издревле живёт в суровых условиях Сибири возле озёра Байкал. Это скотоводы-кочевники и охотники. Длинная морозная зима и короткое прохладное лето обусловили возникновение фасонов тёплой одежды, которые должны быть удобными на перегонах скота и его выпасе. В таких нарядах комфортно в жару и в холод.

История появления костюма

Известно, что эта народность ещё во времена палеолита населяла Прибайкалье. Но первое описание национального бурятского костюма относится к XVII веку. Один из купцов, направляясь в Китай с русским посольством, описал быт бурятского народа и его костюмы. Изучением их возникновения, покроя и особенностей учёные занялись лишь в начале XIX века.

На одежду бурят оказали влияние другие культуры. С течением времени у народности стали появляться хлопчатобумажные и шелковые ткани из Китая и Средней Азии.

Виды костюмов

Костюм должен был согреть всадника-пастуха и не помешать управляться со стадом. Суровые зимы требуют тёплой одежды. Поэтому в традиционных нарядах присутствовали два варианта: зимний и летний. Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней.

Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:

  • воротник стоячий, халат свободный, позволяющий совершать разнообразные движения;
  • рукава могли быть цельнокроеными для защиты от непогоды;
  • конусовидная манжета в холодное время отворачивалась, защищая руку. Она обычно расшивалась шерстяными или шелковыми нитками. По узору можно было определить достаток скотовода и примерное количество голов в стаде;
  • полы халата должны были защищать ноги всадника от холода, а в случае необходимости – служить ему постелью на кочевье.

Особенности фасонов

Мужские халаты имели прямой крой с рукавом реглан. Носили их всегда под пояс. Детские халаты шились так же. Фасоны были идентичны как для мальчиков, так и для девочек. Когда девочка превращалась в девушку, крой дэгэла усложнялся и напоминал соединённую швом кофту с юбкой.

Материалы для пошива

Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.

Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.

Какие цвета в приоритете?

Любимым цветом любого бурята был синий. Это цвета халата и шапки. Он символизирует бесконечность неба. Но были и другие цвета дэгэла – коричневый, бордовый, зелёный.

Цветные полосы энгера (четырёхугольного борта дэгэла) тоже несли смысловую нагрузку. Например, чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня.

Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой.

Украшения к костюму

Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.

Также со стороны висков прикреплялись подвески из бусин разных размеров и цветов. Они могли быть очень длинными и спускаться до груди. Часто ободок на шапке или подвеска имели серебряные элементы. Косы помещались в специальные футляры для сохранения магической силы женских волос.

Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ). С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.

Обувь

Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов. Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная.

Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.

Головные уборы

Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:

  1. Колпак с меховой оторочкой нижнего края;
  2. Шапки-ушанки из длинноворсового меха – лисьего или песцового;
  3. Конус с высокой тульей. Каждая шапка заканчивалась острой верхушкой, украшенной навершием из серебра и красными кистями. Края были отогнутыми. Тулья у женских шапок расшивалась узорами из бусин, ленточками, серебром.

Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.

Мужской, женский, детский – особенности

Основой костюма служил халат, а под него мужчины надевали кожаные или суконные штаны и хлопчатобумажную рубаху. От ненастья защищала саба (верхняя одежда типа шинели), надетая поверх дэгэла. Если становилось очень холодно, на помощь приходила даха (свободная верхняя одежда с меховым наружным слоем).

Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин. Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.

Современный национальный костюм бурят

Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия.

Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов. Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учётом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырёхугольного борта дэгэла.

Стилизованная национальная обувь – угги, унты, меховые сапоги – перекочевали в гардеробы модников по всему миру. Популярны головные уборы из меха песца, лисы, чернобурки.

Источник: https://tkaner.com/odezhda/kostyum/buryaty-natsionalnyj-kostyum-foto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.