Белорусская национальная одежда

Содержание

Белорусский национальный костюм

Белорусская национальная одежда

Национальный костюм – это устоявшийся набор одежды, обуви и украшений. Он складывался не одно столетие, сильно зависел от климата и отображал традиции народа.

Природные условия влияли не только на набор одежды для костюма, но и на выбор тканей для них.

Так, например, белорусский национальный костюм, о котором мы поговорим в этой статье, шили из льняных, шерстяных и даже конопляных тканей, украшения делали из дерева, соломы и многого другого. Словом, из того, что было под рукой.

Немного истории

Считается, что первые сведения о нарядах белорусов сообщает Статут Великого княжества Литовского 1588 года. Описания и даже изображения национальной одежды тех времен можно найти в записках путешественников, проезжавших по землям Великого княжества Литовского.

Особенности

Что же такого особенного в белорусском национальном костюме? Чем отличается от ближайших соседей – русского, украинского, польского костюмов?

Цвета и оттенки

Главным цветом одежды белорусов был белый. Существует легенда, что именно за это они и получили свое название. Многие знаменитые люди замечали во время своих путешествий эту особенность. Так, этнограф XIX века Павел Шейн писал о белорусских землях в своих заметках: «…Где соберется люд, там стоит сплошная белая стена».

Ткани

Как мы говорили вначале, ткани делали на основе местного органического материала. В основном это были лен, шерсть, конопля и даже крапива. Привозили на белорусские земли и дорогие ткани, такие как шелк или бархат. Но для простых крестьян они были не доступны.

До конца XIX века в крестьянских хозяйствах ткани изготавливали самостоятельно. Также самостоятельно окрашивали их. Для этого использовали корни растений, ягоды, кору или почки деревьев и многое другое. Красили в основном ткани для юбок, штанов и безрукавок. Для других изделий ткани просто отбеливали.

Крой и декоративные швы

Рубаха — главный элемент национального костюма. Поначалу ее делали без швов на плечах. Полотно просто складывали пополам в нужном месте и так кроили. Но в XIX веке это уже считалось устаревшим способом, который использовали только для пошива обрядовой одежде.

Новым способом покроя рубахи стали специальные вставки (палики) из той же ткани, которые соединяли заднее и переднее полотнище.

Воротники тоже были характерной чертой праздничной одежды. Их делали в основном стоячими, не больше 3 см, и застегивали на небольшую пуговицу. Мелкая шляхта — бедное дворянство, которое не смогло подтвердить принадлежность к высшему сословию и оставшегося в классе крестьян – шила рубахи с отложным воротником, чтобы подчеркнуть свою особенность. Такой воротник застегивали на запонку.

Аксессуары и украшения

Главный аксессуар национального костюма – пояс. Пояса ткали самостоятельно, узоры были самые невероятные. Чем богаче семья, тем дороже пояс. По этому элементу одежды судили о благосостоянии семьи.

Очень богатые люди могли позволить себе пояса из шелка с вплетением дорогих золотых и серебряных нитей.

Каждый такой пояс и сегодня считается произведением искусства, которым посвящают целые музейные экспозиции.

Женский

Итак, основой любого костюма в давние времена была рубаха. Женские рубахи были длинные и шились изо льна. Их обязательно украшала вышивка. На рубаху надевалась юбка.

Юбки могли быть разными: летом – изо льна («летник»), осенью и зимой – из сукна («андарак»), а также особые для взрослых женщин – понева. Поверх юбки надевали фартук, на рубаху – безрукавку. И подпоясывались.

Голову обязательно украшал головной убор, который нес информацию о семейном статусе женщины. Дополняли образ бусами, лентами и другими украшениями. Это основа. Но могли быть варианты.

Цвет юбки, поневы или андарака мог быть любым. В основном красили в красный или сине-зеленый. Также юбку могли шить из ткани в клетку или полоску. Фартуки всегда вышивали, а безрукавки украшали еще и кружевами.

Безрукавка была элементом праздничной одежды. Делали ее обязательно на подкладке, и называли «гарсетом». Крой гарсета мог быть разным: до талии или длиннее, прямой или приталенный. Строгих предписаний по этому поводу не было. Застегиваться безрукавка могла на крючки, пуговицы или просто шнуровалась.

А вот головные уборы не были столь однообразны как верхняя одежда. Девушки украшали волосы лентами и венками. Замужние женщины обязаны были прятать волосы. Чаще всего белоруски носили «намитку» или платок.

Чтобы надеть намитку, нужно было собрать волосы в пучок на макушке и накрутить их на каркасное кольцо. Затем надевали специальный чепчик, а на него – отбеленное льняное полотно. Длина его была в среднем 4-6 м, а ширина 30-60 см.

Из обуви крестьянки носили лапти или постолы. Постолы – это особые сандалии, которые делали из сырой кожи. Сапоги или башмаки обували только по праздникам. Часто на всю семью это была лишь одна пара. Изготавливали такую обувь у сапожников на заказ, а поэтому стоило это очень дорого.

Мужской

Основу мужского костюма также составляла рубаха, которая вышивалась по вороту и внизу. Далее одевались штаны и безрукавка. Из аксессуаров – пояс и головной убор.

Штаны на белорусских землях назывались «ноговицами» или «портками». Летние штаны шили изо льна, зимние – из сукна. Кстати, из-за этого зимние ноговицы называли «суконники».

Штаны могли кроить с поясом и застегивать на пуговицу, а могли они быть без пояса и просто стягивались на веревочке. Богатые крестьяне поверх льняных ноговиц по праздникам надевали шелковые. Кстати, со временем ноговицы и вовсе стали считаться нижним мужским бельем.

Но произошло это в начале XX века, когда штаны фабричного производства уже вовсю носили и в деревне.

Мужские безрукавки назывались «камизелька». Делали их из сукна.

Головных уборов существовало огромное множество. Они не несли на себе такого социального значения как у женщин и использовались по назначению.

В холодное время года носили «магерку» из валяной шерсти, летом надевали «брыль» — соломенную шляпу с полями. Зимой также использовали меховые шапки «аблавухи». Во второй половине XIX в.

в моду вошел картуз – летний головной убор с лакированным козырьком.

Детский

Дети до 6-7 лет без разницы на пол, девочки и мальчики, носили обычную полотняную рубаху до пят, которая стягивалась поясом на талии. Первые штанишки мальчику одевали в 7-8 лет, первые юбки девочки примеряли в 7-8.

Дальше по мере взросления добавлялись новые элементы. Так свой первый фартук девочка должна была сшить и вышить сама. Как только она это делала, то считалась девушкой и ее могли приглашать в компании молодежи.

Когда девушка была просватана, она могла надеть поневу – особую юбку, которую носили только взрослые женщины. Ну и, конечно же, самым важным элементом был головной убор.

До замужества это были венки и ленты, после – платок или намитка.

Белорусский национальный костюм — советы и рекомендации по одежде и этикету на Krasota4All.ru

Источник

«Самое важное в женской одежде — женщина, которая ее носит» — Ив Сен-Лоран. Поделись статьёй и все узнают, что ты заботишься о своем внешнем виде! Спасибо ツ

Источник: https://krasota4all.ru/belorysskii-nacionalnyi-kostum/

Белорусские национальные костюмы . Белорусский национальный костюм своими руками

Белорусская национальная одежда

Особенности той или иной культуры порождают национальные символы. Они являются достоянием народа и свято сберегаются, передаваясь из поколения в поколение. Есть такие символы и у белорусов. Одним из них является национальный костюм.

И сегодня его можно видеть на самых различных мероприятиях. Девушки в белорусских национальных костюмах непременно присутствуют на официальных церемониях государственного масштаба.

В этой одежде выступают фольклорные коллективы и некоторые эстрадные певцы.

Таким образом, белорусский национальный костюм (фото смотрите ниже) является наиболее самобытной и ценной составляющей культурного наследия народа.

Основные особенности

В результате проведенных исследований было выяснено, что на территории Беларуси существует порядка тридцати разновидностей народных костюмов. Эту одежду можно увидеть в некоторых селах страны.

Белорусские национальные костюмы до сих пор хранятся в бабушкиных сундуках в качестве семейной реликвии.

Полотняные фартуки и сорочки, безрукавки, головные уборы и юбки – все это удивляет нас своей красотой, художественной мерой, гармонией и целесообразностью.

Белорусские национальные костюмы имеют свои особенности. Их выделяет композиционная завершенность и виртуозная обработка всех деталей, а также сочетание практичности с декоративностью.

Художественный образ, который создает белорусский национальный костюм, усложнен орнаментными украшениями. Это аппликации и кружево, узорное ткачество и вышивка, которые располагаются на рукавах, вороте, фартуке и головных уборах.

Мужской костюм

В состав национальной одежды сильной половины человечества входили:- рубаха с вышивкой по низу и вороту;- брюки;- жилет;

– ноговицы (поясная одежда).

Белорусский мужской национальный костюм по своему покрою не отличается особой сложностью. Льняная рубаха шилась в виде туники с низким стоячим воротничком и длинными рукавами. Карманы в ней отсутствовали. Вместо них имелась небольшая кожаная сумочка, которую носили через плечо. Рубаху, которая всегда носилась навыпуск, подпоясывал цветной пояс.

Еще одной деталью национального мужского костюма белорусов являются портки. Для более бедного люда они шились изо льна. Богатые мужчины надевали поверх еще одни штаны – шелковые.

Немаловажная деталь белорусского национального костюма – бравэрка. Это однобортный пиджак для мужчин, пошитый из домотканого сукна. Спереди в нем предусмотрено два накладных и такое же количество прорезных карманов. Спина смоделирована с подрезной кокеткой и украшена хлястиком.

Борта и воротник отложные. Прямой рукав внизу часто отделан накладкой с пуговицей. В конце 19 – начале 20 вв. такой пиджак носили только мелкие шляхтичи и зажиточные крестьяне.

Частью белорусского национального костюма служила летняя мужская безрукавка. Ее называли камизэлькой (от слова «камзол»). Шили такую безрукавку из домотканого сукна.

В зимнюю пору белорусы носили кожухи из овчины. Зажиточные люди обшивали их дорогой тканью и украшали аппликациями и вышивкой. Самые богатые предпочитали носить меховые шубы. Существовала также верхняя одежда, пошитая из сукна. Называли ее по-разному: «кирея» или «чуя», «епанча» или «бурка».

Головные уборы для мужчин

Эта деталь национальной одежды отличалась большим разнообразием. Летом белорусы носили соломенный брыль, а зимой – меховую шапку аблавуху. В межсезонье от холодов спасала магерка, изготовленная из валяной шерсти. Нередко шились головные уборы из домашней овчины.

Мужики-белорусы часто носили в зимнюю непогоду аблавуху. Эту шапку-ушанку шили не только из овчины, но из заячьего, а также лисьего меха. Сверху на аблавухе было темное сукно.

Снизу к такому головному убору пришивали четыре «уха». Два из них (переднее и заднее) завязывали на макушке, а боковые – под подбородком. Со второй половины 19 в. среди белорусов получил распространение картуз.

Так назывался головной убор, имеющий лакированный козырек.

Женский костюм

В отличие от мужской, эта одежда отличалась большим разнообразием. Белорусский национальный женский костюм мог состоять из разных предметов. Выделяют четыре основных комплекта такой одежды. Среди них:

– с фартуком и юбкой;- с фартуком, юбкой и гарсетом (безрукавкой);- с юбкой, которая пошита с лиф-корсетом;

– с фартуком, безрукавкой и паневой.

Белорусские национальные костюмы, в составе которых находятся первые два комплекта, известны по всей стране. Остальные носили только на территориях северо-восточных и восточных районов.

Женский белорусский национальный костюм (фото представлены в статье) предусматривал ношение поверх рубахи поневы. Эта деталь представляла собой три суконных куска, сшитых между собой.

Сверху они собирались шнуром, который стягивался под животом или на талии. Понева могла быть распашной (открытой сбоку или спереди), а также закрытой. Цвета этой части костюма могли быть различными.

Часто поневу украшал орнамент.

В женском национальном костюме могла присутствовать рубаха с кокеткой, с прямыми вставками на плечах или туникообразная. Но и здесь не обходилось без вышивок. Они непременно украшали рукава.

Большим разнообразием отличалась и поясная одежда. Это были юбки различных фасонов – летник, саян, андарак или палатняник. К поясной одежде относились также фартуки и паневы.

Юбки в женском национальном костюме Беларуси шились, как правило, из материала красного и сине-зеленого цвета, который украшала серо-белая клетка или поперечные и продольные полосы. На фартуки непременно нашивали кружева. Их украшали вышитым узором и складками.

Безрукавки или гарсеты имели аппликации и кружева. Они привлекали к себе внимание декоративными нашивками и вышивкой. Гарсет являлся частью праздничной одежды. Он шился из парчи, бархата или ситца различных цветов.

Безрукавки имели либо прямой крой до талии, либо были удлиненными, имеющими клинья.

В холодные зимы женщины носили красные или белые кожушки. Иногда их согревали и шерстяные свитки. Однако наибольшей популярностью у белорусок пользовался овчинный кожух. Он имел прямой крой и большой воротник отложного типа. Низ рукавов и подола обшивали полосой овчины, прикладывая ее таким образом, чтобы шерсть была снаружи.

Головные уборы для женщин

Эта деталь национального костюма имела важное обрядовое и социальное значение. По головному убору без труда определяли возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Его использовали во многих ритуалах и обрядах. Например, на свадьбе невесте торжественно меняли ее девичий головной убор на женский.

Незамужние белоруски носили разноцветные узкие ленты и венки. Женщины же должны были прятать свои волосы под платком или намиткой.

В зажиточных семьях дамы носили головные уборы, изготовленные из тонкого дорогого полотна, украшенного кружевом, а также вышивкой из серебряных и золотых нитей.

Более бедным женщинам приходилось довольствоваться платками из дешевых тканей с простой вышивкой. Однако разнообразие орнамента при этом оставалось столь же богатым.

Одежда городских жителей

Мода в крестьянской среде отличалась достаточной консервативностью. Здесь белорусы твердо придерживались дедовских обычаев, что и помогало сохранять национальные традиции в течение многих столетий.

Что касается костюмов горожан, то они имели большое разнообразие фасонов и шились из различных материалов. Это были изделия из льняных и шерстяных, а также из привозных тканей.

Зимой белорусы, жившие в городе, ходили в шубах, полушубках или в наплечных накидках из меха медведя, козы или овцы. Более зажиточные слои общества позволяли себе верхнюю одежду из бобровых, волчьих и лисьих шкур.

Дамы предпочитали носить длинные платья европейского покроя, имеющие приталенный фасон и узкие рукава. Популярными женскими украшениями являлись стеклянные браслеты и перстни. Часто городские женщины носили колты. Это полые изделия в форме звезды или круга, внутри которых размещался кусочек ткани, смоченный в каком-либо ароматическом масле.

Оформление национального костюма

Одежда белорусов была, как правило, белой. Для украшения она вышивалась орнаментным узором красного цвета, создававшим единую композицию образа. Изначально все рисунки были только геометрическими.

Затем в них были включены и растительные элементы. Орнамент в обязательном порядке присутствовал на вороте, рукавах, фартуке и головном уборе. Изготавливались костюмы с применением вышивки, кружева и аппликаций.

Сорочка

Для многих женщин пошить белорусский национальный костюм своими руками не составит особого труда. Начнем описание этого процесса с сорочки. Для пошива данного элемента костюма заднее и переднее полотнище рубахи необходимо соединить при помощи прямоугольных вставок – поликов. При этом в центре должна образоваться прямоугольная горловина.

Далее ее собирают в мелкие складочки и стягивают таким образом, чтобы вырез охватывал шею. Затем в горловину вшивается воротник-стойка прямоугольной формы. Разрез пазухи, который образуется спереди, прикрывается манишкой. На следующем этапе в проймы сорочки вшиваются рукава. В верхней части их украшают при помощи декоративного рубчатого шва-валика.

В низу рукавов делается сборка, и к ним пришивается манжет.

Далее сорочка украшается вышивкой. Она должна присутствовать на манжетах и в верхней части рукава, на поликах, манишке и воротнике.

Фартук

Эта деталь белорусского национального костюма шьется из одной полки. Украшением фартука служит вышивка, состоящая из трех горизонтальных полос, ширина которых увеличивается к низу. Вверху фартук собран в мелкую складку и имеет пришивной пояс. Нижний край этого предмета костюма украшает вязаное крючком кружево.

Юбка

При раскрое этой поясной одежды используются два полотнища. Их соединяют между собой, собирают вверху в мелкую складку и пришивают пояс. Для юбки можно взять льняную или шерстяную ткань красного, синего или зеленого цвета. При этом полотно может быть однотонным, клетчатым или полосатым.

Ярко вышитая сорочка, фартушок и юбка – это национальный белорусский костюм для девочки. Для мальчика он будет состоять из косоворотки с геометрическим орнаментом по краю рукава, воротника и планки, брюк коричневого цвета, сшитых из ткани в мелкую полоску, а также пояса в виде крученого шнура.

Источник: http://fb.ru/article/184294/belorusskie-natsionalnyie-kostyumyi-foto-belorusskiy-natsionalnyiy-kostyum-svoimi-rukami

История моды. Белорусский народный костюм

Белорусская национальная одежда

Беларусь очень богата разнообразием национальных костюмов. Всего их насчитывается 22 варианта.

История каждого белорусского женского костюма зависит от регионов страны – Приднепровье, Центральная Беларусь, Восточное и Западное Полесье, Наддвинье и Панеманье.

В стародавние времена можно было без труда определить, из какой местности человек. Белорусские костюмы преимущественно отличались друг от друга цветовой гаммой, орнаментами и даже способами носки отдельных частей костюма.

Женские народные белорусские костюмы

Белорусский женский национальный костюм состоял из нескольких частей – передник, юбка (спадница), рубаха (кашуля), пояс, безрукавка и головной убор. Кашуля шилась изо льна, домотканого полотна.

Красной или красно-черной пряжей украшались рукава костюма. Спадница шилась также изо льна и, как правило, была украшена клетчатым или полосатым рисунком.

Передник или фартук всегда гармонировал по цвету и рисунку с рубахой.

Кстати, фартук был показателем не только домовитости, но и того, что девочка стала старше. Было принято, чтобы юная девушка сама сшила свой первый передник. Как только она его заканчивала, она могла быть принята компанией молодежи постарше.

Женские белорусские костюмы и платья были как повседневными, так и праздничными. Частью праздничного костюма была безрукавка или горсет. Она шилась только из фабричных тканей таких, как шелк, парча, бархат, и была богато украшена различными нашивками.

Пояс был как тканым, так и плетеным или вязаным. Он всегда украшался цветным орнаментом, чаще зелено-бело-красным.

Головной убор был неотъемлемой частью национального костюма. Замужние дамы никогда не показывались на люди с непокрытой головой. Одним из самых распространенных вариантов была намитка, которая напоминала повязку-рушник. Белорусская девушка или женщина всегда дополняла свой костюм бусами.

Стилизованный белорусский народный костюм

И по сей день во многих деревнях Беларуси можно встретить мастериц, которые умело вышивают всю ту неземную красоту, которой щедро украшены и нынешние костюмы и платья. Правда, эти узоры уже скорее стилизованные. В большинстве своем теперь используются не геометрические фигуры, а растительные мотивы, но принцип их расположения на наряде по-прежнему остался тем же.

Сегодня очень модно проводить различные торжества в определенной стилистике. Многие молодые пары организовывают свадьбу в белорусском стиле. И костюм невесты и жениха, конечно, является первым отличительным знаком на торжестве.

Стилизованный белорусский женский национальный костюм чаще всего отличается длиной юбки. Немаловажную роль играет обувь, модницы подбирают красивые сапожки или туфли, подходящие к костюму. И, как правило, в образе не используется традиционный головной убор. Предпочтение отдается красивой прическе.

Источник: http://womanadvice.ru/belorusskiy-narodnyy-kostyum

Источник

Традиционный белорусский костюм

По традиционному народному костюму прочитываются многие стороны жизни его носителей – этническая принадлежность, историческое влияние других народов, семейное и социальное положение. Цветовые предпочтения и особенности орнамента могут рассказать о точном месте изготовления одежды и возрасте ее носителей.

Праздничный костюм зачастую таит в себе многие сакральные и обрядовые моменты, является воплощением эстетических представлений народа. В основе единый белорусский костюм имел небольшие местные различия. В нем преобладал белый цвет – естественный цвет льна, из которого изготовлялась основа мужской и женской одежды.

Женский комплекс костюма состоял из рубахи с отложным или стоячим воротом, полосатой или клетчатой юбки, передника и безрукавки. Рубаха и передник украшались вышивкой и узорным тканьем по рукаву и подолу.

Замужние женщины прятали волосы под чепец, предварительно накручивая их на лубяной обруч, а поверх чепца навивали “наметку” – старинный головной убор в виде длинного льняного полотенца. В XIX веке наметки постепенно вытеснились фабричными головными платками.

Девушки заплетали косы, ходили с непокрытой головой или носили венки, оставляя непокрытой макушку На свадьбу невеста также надевала венок из бумажных цветов украшенный шелковыми лентами и шелковой тесьмой. Любимым украшением белорусок были стеклянные бусы и бисерные низки.

Белорусский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался белорусами в повседневном и праздничном обиходе.

Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением. Кроме этого, он вбирал в себя тенденции интернационального городского костюма и таким образом вписывался в общеевропейский контекст.

При изготовлении костюма использовались такие виды декоративно-прикладного творчества, как ткачество, плетение, ювелирное искусство, обработка кожи и другие.

История костюма

Формирование белорусского традиционного костюма и его особенностей началось во времена средневековья. К концу XIX — началу XX веков его облик устоялся, сложились ярко-выраженные этнические особенности.

Одна из важнейших характеристик белорусского костюма — необыкновенная устойчивость традиции.

Вбирая в себя многообразные веяния на протяжении столетий, белорусский костюм долгое время сохранял неизменным крой некоторых предметов одежды, ёё форму, отдельные атрибуты костюма восходят ещё к языческой старине, в нём сохранились архаические черты, например, старинный орнамент и полосатый декор. Технологии изготовления тканей также сохранились с древнейших времён.Не смотря на устойчивость традиционного облика, костюм многовариантен в образном и композиционном проявлениях.

Локальные разновидности

На территории Белоруссии исследователи выделяют более 30 разновидностей народного костюма, достаточно строго привязанных к определённой местности.

Мужской костюм

Белорус в национальном наряде

Повседневная одеждаМужской костюм обычно состоял из рубахи, вышитой по вороту и низу, брюк, жилета, наговиц (поясная одежда). Рубаха носилась навыпуск, подпоясывалась цветным поясом.Карманы отсутствовали, их заменяла кожаная сумочка, которую носили через плечо или подвешивали к кожаному поясу.

Верхняя одежда

В качестве верхней одежды использовались кожухи из овчины, которые у зажиточных людей сверху обшивались дорогой тканью и украшались вышивкой и аппликациями. Очень богатые люди носили шубы из меха. Также существовала верхняя одежда из сукна, которая называлась по-разному: «епанча», «кирея», «бурка», «чуя».

Головные уборы

Существовало большое разнообразие мужских головных уборов: магерка из валяной шерсти, брыль из соломы, зимой — меховая шапка (аблавуха). Головные уборы также делали из домашней овчины коричневого, чёрного или серого цвета.

Обувь

Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги.

Беднейшие слои крестьянства иногда носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами.

Постолы изготавливались из куска кожи, края которой отлого изгибались и стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь.

Женский костюм

Белоруска в национальном наряде

Повседневная одеждаЖенский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой, фартуком, безрукавкой (гарсетом).

Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах.

Поясная одежда — разнообразного фасона юбки (андарак, саян, палатняник, летник), а также понёвы, фартуки. Юбки — красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками, вышитым узором; безрукавки (гарсет) — вышивкой, кружевами, декоративными нашивками и аппликациями.

Существовало большое количество различных вариантов юбок, которые отличались кроем и носили различные названия: андарак, саян, понёва, летник и другие.

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда чаще и богаче, чем мужская украшалась вышивкой и аппликацией, но по виду и крою не очень сильно отличалась от мужской.

Головные уборы

Женские головные уборы имели важное социальное и обрядовое значение. По их виду можно было определить семейное положение, возраст женщины, её материальное положение. Головные уборы использовались в обрядах и ритуалах, например, на свадьбах девушке торжественно меняли девичий убор на женский.Коренные отличия существовали между женскими и девичьими головными уборами.

Девушки носили венки, узкие разноцветные ленты (скидочка, шлячок), а женщины прятали волосы под чепец, надевая сверху головной убор полотенчатого типа, например, намитку или платок.Существовало большое количество способов завязывания намиток. Свадебная намитка часто хранилась женщиной всю жизнь и надевалась на неё при похоронах.

Зажиточные женщины изготавливали свои намитки из дорогого тонкого полотна и украшали их кружевом, вышивкой золотыми и серебряными нитями, а женщины более бедного положения использовали более дешёвые ткани и более простые украшения, при этом разнообразие орнамента, как правило, сохранялось.

Также женщины использовали такие головные уборы, как платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.

Обувь

Женщины в крестьянских семьях чаще всего носили лапти. В холодную погоду носили постолы. Сапоги и женские башмаки (чаравики) в деревнях носились только по праздникам или в наиболее зажиточных семьях. Такую обувь чаще изготавливали специальные ремесленники на заказ.

Пояса

Пояс, который использовался в мужском костюме, изготавливался из дорогих шёлковых нитей с вплетением золотых и серебряных нитей.

Он нёс не только функциональную нагрузку, но также имел обрядовое, религиозное и социальное значение.

Его изготовлением занимались мастера ткачества, каждый пояс являлся практически произведением искусства и ценился во многих странах.

Ткани и материалы

В белорусском национальном костюме использовались только натуральные ткани, которые изготавливались в домашних условиях, в основном это были лён и шерсть, также применялась ткань из волокон конопли.

Для окраски пряжи использовались натуральные красители: настои трав, коры, листьев деревьев, болотной руды.Для изготовления верхней одежды применялись сукно и овчина.

Красные нитки для вышивки покупались, но после уже в домашних условиях докрашивались в коричневый и бордовый.

Оформление

Чаще всего одежда была белого цвета, в качестве украшения она оформлялась вышитым красным орнаментальным узором, который объединял весь образ в единую композицию. В орнаменте использовались геометрические узоры, позднее стали применяться также растительные узоры и их сочетание с геометрическими.

В обязательном порядке оформлялись орнаментом рукава, ворот, фартук и головные уборы.При изготовлении костюма использовались вышивка, браное, выборное, перевыборное, закладное, ремизное, переборное и узорное ткачество, кружево и аппликация.Для изготовления поясной одежды широко применялись полихромные суконные ткани.

На фартуки пришивали покупное или самодельное кружево.

Особенности кроя

В белорусском костюме использовалось три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой. Сорочки всех типов имели прямой разрез (пазуху) по центру, длина которого достигала 35-40 см.

В старину чаще всего сорочки кроили без швов на плечах, просто перегибая ткань, но к XIX веку такой покрой считался устаревшим и использовался только в обрядовой одежде. Крой стал поликовым, при котором переднее и заднее полотница соединялись с помощью прямоугольных вставок — поликов, вставок из того же самого материала.

Воротник присутствовал только в праздничной одежде крестьян, его высота была около 2-3 см. Среди мелкой шляхты был распространен отложной воротник. Стоячий воротник застегивался на пару пуговиц сбоку или спереди, отложной — на запонку (шпонку) или стягивался лентой или полоской цветной ткани.

При раскрое юбки из полотна делали два полотнища, а при шитье юбки из сукна использовали от трёх до шести продольных полотнищ, которые сшивались вместе и собирались в складки около пояса.

Источник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://xvastunishka.us/blog/43595850960

Белорусский национальный костюм : история белорусского костюма

Белорусская национальная одежда
376
Время чтения: 10 мин.

Традиционным национальным костюмом принято называть устоявшийся комплект определённых элементов гардероба, обуви и разнообразных украшений. Такой наряд составлялся на протяжении нескольких веков и находился в прямой зависимости от специфики климатических условий и народных обычаев.

История белорусского костюма

Первоначальные упоминания о традиционной одежде белорусов встречаются в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года. Сведения об одежде и её изображения можно увидеть и в путеводных записях побывавших в княжестве путешественников.

Традиции народа со временем претерпевали изменения, наряду с этим преображался и облик национального белорусского наряда.

К концу XIX — началу XX столетий в этой одежде явственно начали прослеживаться этнические особенности. В используемых для украшения узорных композициях встречались элементы древнего язычества, а также было заметно влияние городской культуры.

Традиционными чертами этого костюма считаются старинный многовидовой орнамент и полосатый декор. В различных регионах страны национальные костюмы имели определённые отличия. Всего насчитывалось около 22 разновидностей.

Особенности

Несмотря на то, что национальный белорусский наряд имеет много схожих черт с русским и украинским традиционными костюмами, он тем не менее выделяется своей самобытностью и считается явлением самостоятельным. Одной из характерных его особенностей считается рациональное совмещение практичности и декоративности.

Национальный наряд белорусов шили из тканей, сделанных на основе местных материалов органического происхождения.

Главными оттенками, используемыми в одежде такого рода, были белый, красный, синий и зелёный. Белый цвет при этом был доминирующим. Характерной отличительной чертой белорусского национального наряда была богатая вышивка изначально с преобладанием геометрических элементов, а некоторое время спустя — растительных.

Справка! Элементы орнаментального узора на различных деталях одежды в совокупности составляли завершённую композицию.

При создании подобного костюма кроме непосредственно ткачества применялось также плетение, обработка кожи и иные разновидности декоративно-прикладного искусства.

Мужской

Мужской вариант национального наряда белорусов складывался из надеваемой навыпуск рубахи изо льна, штанов (ноговиц), пояса, жилетки из сукна (камизельки) и головного убора. Рубаха имела отложной воротник и разрез на груди, ворот и нижняя часть украшались вышивкой. Подпоясывались мужчины обычно ярким поясом.

Брюки могли быть без пояса (иногда они были стянуты на верёвочке). Встречались также и модели с поясом, застёгивающиеся на пуговицу.

Женский

Сорочки (кашули) для женщин шили изо льна. Они были длинными и всегда имели вышитые узоры. Юбки (спадницы), которые надевали поверх сорочек, шили из разных тканей.

Летние варианты («летники») были льняными, домотканые зимние («андараки») делали из сукна, а отдельные изделия для взрослых женщин (уже успевших выйти замуж и только обручившихся) — из понёва. На юбку надевали вышитый фартук, гармонировавший по цвету и узору с сорочкой. Поверх сорочки надевалась короткая жилетка (гарсет).

Справка! Юбка-понёва изготавливалась из трёх отрезов материала, собираемых вверху на шнурок и стягиваемых в области талии.

Существовал закрытый и распашной вариант подобного вида одежды. В закрытом все отрезы ткани сшивались между собой, а если впереди и сбоку оставались открытые куски — это была распашная понёва.

Практически во всех случаях понёву украшали красивым орнаментом.

Немаловажной деталью подобного костюма также был пояс. Встречались тканевые, вязаные и плетёные варианты этого изделия, с бахромой, кисточками и помпонами. Пояс всегда был украшен цветным орнаментом. Для этого чаще всего использовали сочетание зелёного, белого и красного цветов.

Верхняя одежда для женщин по крою практически не имела различий с мужской, но при этом отличалась более богатой вышивкой и аппликацией.

Справка! Как в женских моделях национальной одежды, так и в мужских, не было карманов. Вместо них обходились сумочкой из кожи, которую крепили к поясу либо перебрасывали через плечо.

Детский

Подобные наряды для мальчиков и девочек почти не имели различий с костюмами взрослых людей. Дети в возрасте до 6-7 лет, независимо от их пола, носили обыкновенную полотняную сорочку, которая доходила до пяток и стягивалась на талии поясом.

Мальчики в 7-8 лет надевали свои первые штаны, а девочки в том же возрасте начинали надевать первые юбки. Другими составляющими костюм дополнялся по мере того, как ребёнок взрослел.

Девочки обязаны были самостоятельно сшить и вышить свой первый фартук.

Головные уборы

В качестве головного убора летом мужчины использовали брыль (соломенный головной убор с объёмными полями), а зимой — сделанную из меха шапку (аблавуху). Для изготовления головных уборов ещё применялась домашняя овчина серого, коричневого либо чёрного цвета.

В второй половине XIX столетия широкое распространение приобрёл картуз (летний вариант шапочки с жёстким лакированным козырьком).

В качестве обуви на каждый день летом мужчинами использовались лапти (лыковые, пеньковые или из лозы), весной и осенью — постолы (сандалии из сырой кожи), а зимой — валенки, подшитые кожей, либо войлочной тканью.

Обувь и аксессуары

Женщины в качестве обуви летом носили лапти, зимой — валенки. В праздничные дни на смену подобной обуви приходили чаравики (башмачки из кожи) либо сапожки. На голову во всех случаях надевался головной убор, по которому легко было узнать семейное положение его обладательницы.

До замужества девушки использовали для этой цели венки и узкие повязки-рушники. Замужние дамы заменяли эти головные уборы свадебной намиткой. В качестве украшений обычно использовали ленты, стеклянные бусы, заушницы, а также иные варианты.

Выбор тканей

Для изготовления традиционного наряда белорусов применялись исключительно материалы натурального происхождения. Базовой тканью, наиболее часто применяемой для этой цели, был лён.

Изначально при изготовлении подобной одежды также использовалась шерсть и ткань из конопляных волокон. Верхнюю одежду делали главным образом из овчины и плотной суконной ткани.

Современные образы

Современные белорусские свадебные костюмы

Элементы национального белорусского наряда можно с успехом применять для создания стильных современных образов Беларуси (ранее Белоруссия).

Вот несколько удачных примеров :

  • Для создания образа в стиле этно-кэжуал может быть использована сорочка, декорированная яркой национальной вышивкой, которая будет гармонично смотреться с юбкой либо джинсами.
  • Украшенное богатой традиционной вышивкой в белорусском стиле платье позволит любой представительнице прекрасного пола быть в центре внимания.
  • Белая футболка, декорированная национальным орнаментом, одинаково хорошо подойдёт как девушке, так и молодому человеку.
  • Одежда для детей, украшенная яркими традиционными узорами, выглядит самобытно и притягательно.

Национальный костюм считается воплощением понятия об идеальном образе представителя определённой нации. На протяжении долгого пути исторического развития традиционному белорусскому наряду удалось сохранить характерные для всех славян особенности технологий изготовления и используемых тканей, а также кроя, способов украшения и вариантов ношения.

Источник: https://tkaner.com/odezhda/kostyum/belorusskij-natsionalnyj-kostyum-foto/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.